Йемен – обширная историко-культурная область в юго-западной Аравии, не полностью совпадающая с современной Йеменской республикой. Жестокая гражданская война с существенным иностранным вмешательством несет с собой массовое разрушение исторических памятников, которое мировая общественность не замечает. Поэтому музеи мира вместе с ЮНЕСКО предприняли ряд информационных акций напоминания об очередной культурной трагедии. Этот видеоряд – часть нашего участия в них. Он примыкает к дням Йемена в Эрмитаже – 26.04.2016 (международный) и 26.05.2016 (только в Эрмитаже, вместе с днем Сирии).
Йемен – одно из древнейших мест обитания человека. Здесь обнаружены памятники, прямо связанные с его первыми перемещениями из Восточной Африки, общепризнанного очага зарождения Homo Sapiens. В Античном мире Йемен называли "Счастливой Аравией" (Arabia Felix, Arabia Eudaimon) и представляли страной благоденствия, богатства и роскошной жизни. Арабское название Йемен означает "юг" и созвучно корню со значением "счастье, благополучие". О благоденствии жителей Йемена, дарованном Аллахом, говорит и Коран, где страна называется – Саба. Это самоназвание одного из государств, существовавших в древнем Йемене. Отзвуком славы Сабы/Йемена является рассказ о приезде к царю Соломону (X в. до н.э.) царицы Савской с дарами только что построенному Храму. Признание ею могущества Соломона воспринималось как важнейшее свидетельство его успеха. Похожие торжественные посольства направлялись из Йемена и на северо-восток, в Ассирию.
Успех и слава йеменских государств были основаны на их монопольной роли в торговле Средиземноморья с миром Индийского океана. Через юг Аравии шли транзитные пути в Индию и Восточную Африку. Сам Йемен был источником благовонных смол (ладан, мирра), необходимых древнему миру для религиозных ритуалов, медицинских снадобий и косметических средств. Они ценились буквально на вес золота и приносили йеменским государствам (и производителям, и торговцам) огромные доходы. Эти доходы сделали возможным чудо – создание мощного ирригационного земледелия в местах, где вообще нет рек, а дожди бывают два раза в год. Изощренная система малых и больших плотин и каналов позволяла задерживать и распространять воду обильных дождей по большим площадям, которые превращались в плодородные поля. Йемен был одним огромным оазисом, поражавшим воображение путешественников на фоне безжизненных аравийских пустынь и безбрежного океана. Для жителей Аравии главным символом величия, а потом и гибели Йемена стала грандиозная плотина в сабейской столице Марибе. О ее разрушении как наказании, посланном Аллахом, рассказывает Коран. Руины Марибской плотины выглядят грандиозными и сегодня. И сегодня они стали одной из жертв бомбежек и ракетных обстрелов.
Йеменские государства, поражавшие и поражающие плотинами, каналами, храмами, дворцами, бронзовыми статуями, монументальными надписями, торговали и воевали. Примерно к концу 1-го тысячелетия до н.э. Маин, Катабан, Аусан, Хадрамаут были более или менее подчинены самому воинственному из них – Сабе. В первые века нашей эры на первый план выдвинулось небольшое и незаметное, но агрессивное княжество Химйар, которое постепенно подчинило себе весь Йемен и многие независимые прежде области северных кочевых племен. Во времена царя Асада Совершенного, упомянутого в Коране, начались военные походы в Центральные области Аравии.
Значение торговли к V–VI векам несколько ослабло, но важность контроля за путями оставалась международным фактором. За этот контроль когда-то боролся Рим. В предшествовавшие исламу века в сражение вступили Византия и Иран. Проводниками византийского влияния были христианские торговые колонии в Аравии и христианское государство Эфиопия. Идеологическим орудием Ирана стала другая монотеистическая религия – иудаизм. Христианский мир в середине VI века был потрясен историей наджранских мучеников. В результате серии династических переворотов после смерти Асада Совершенного к власти пришел его "потомок". Он торжественно принял иудаизм и начал искоренять христианство. Вершиной репрессий стало массовое сожжение христиан в Наджране. Об этом вспоминает Коран. Сразу же после события появились многочисленные и знаменитые сегодня христианские сочинения, описывавшие ужас содеянного и призывавшие к мести. Орудием мести стала Эфиопия, покорившая Йемен. Царь-иудей был убит, репрессиям подверглись его сторонники. Важным событием эфиопского периода была попытка покорить Западную Аравию, колыбель ислама. О том, как Аллах спас Мекку от эфиопов, тоже рассказывает Коран. Тем временем борцы за независимость обратились за помощью к Ирану. Помощь пришла морем, и Йемен встретил ислам уже как вассал Сасанидского Ирана.