МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ А.С.ПУШКИНА
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ
представляют
НАИВНЫЕ ХУДОЖНИКИ ОРЕНБУРГСКОГО КРАЯ. ЖИВОПИСЬ. ГРАФИКА
С 12 мая по 22 августа 2016 года в Государственном музее А.С. Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2, ст.м. "Кропоткинская")
Открытие - 12 мая, в 17.00
Областной музей изобразительных искусств города Оренбурга сегодня располагает уникальной коллекцией наивного искусства. Весной 2016 года лучшие произведения из своей коллекции наивных художников оренбургский музей привозит в Москву, в московский дом Пушкина. В экспозиции будут представлены более 25 имен и около 70 художественных работ.
Самая ранняя среди работ, представленных на выставке - "Натюрморт" крепостного художника Иерофея Мехеда. Она датирована началом XX века. Завершают хронологический ряд наивной живописи художники начала XXI века. Выставка дает возможность проследить особенности развития "наива" во времени.
С 70-х годов прошлого века музей начал собирать произведения художников-самоучек. Ездили по областным выставкам самодеятельного творчества, отбирали самые талантливые произведения. Непрофессиональным художникам помогали в обеспечении красками, холстами, подрамниками, поддерживали отношения с ними. Так, постепенно были собраны персональные коллекции Сергея Степанова (г. Орск), Анатолия Кашигина (г. Новотроицк), Виктора Шнайдера (с. Зубаревка, Оренбургского района), Михаила Сердюкова (Оренбург). К началу 90-х годов можно было уже говорить об отдельном собрании наивного искусства в Оренбургском областном музее изобразительных искусств.
С искусством наивных художников Оренбурга в начале 90-х познакомились и в Москве. В 1992 году в ЦДХ на Крымском Валу москвичам показали работы С. Степанова (1923-1995) и В. Шнайдера (1934-1995). В 1993 году часть коллекции показывалась в Центральном Доме народного творчества. В 1994 году желание познакомиться с творчеством С. Степанова привело в Оренбург известного в Европе немецкого художника-любителя Иосифа Гриммейзена, сохранившего на долгие годы дружбу с музеем и художниками Оренбуржья. Во многом благодаря его авторитету имена некоторых авторов, вошедших в музейную коллекцию, стали известны и за рубежом: имя Сергея Степанова вошло во Всемирную энциклопедию наивного искусства, работы Виктора Шнайдера не раз экспонировались на международных выставках. Сегодня об этих художниках пишут уже как о "признанных классиках" наивного искусства.
Коллекция наивной живописи в оренбургском музее постоянно пополняется. Несмотря на то, что в ней появились полотна мастеров "наива" не только из других регионов России, но и из-за рубежа, основную часть в ней, по-прежнему, составляют работы художников Оренбургского края.
Сегодня состав коллекции позволяет представить более или менее целостный характер развития в XX -XXI веках так называемого "наивного искусства" - промежуточного между профессиональным искусством и народным, фольклорным. Наивные художники, вышедшие порой из крестьянской или рабочей, далекой от искусства среды, в наш непростой, агрессивный век сохраняют высокие духовные, нравственные идеалы, искренность, сердечность, доверчивость и открытость миру, полную свободу творческого самовыражения.
Связи Государственного музея А.С. Пушкина и Оренбургского музея изобразительных искусств не случайны. Имя поэта свято чтут в Оренбуржье еще и потому, что он бывал в этих краях. 180-летие приезда А.С. Пушкина в Оренбург горожане широко отмечали 2013 году.
Этому событию посвятил серию своих картин один из самых, по мнению многих, интересных сегодня оренбургских "наивов" - Владимир Трубин. Окончив в начале 50-х годов сельскохозяйственный техникум, он всю жизнь занимался сельским хозяйством, осваивал целинные земли, 30 лет проработал на Оренбургской птицефабрике. Живописью Владимир Павлович занялся только в 70 с лишним лет! Пушкинская тема была близка ему, как и многим оренбуржцам. К юбилейной дате пребывания великого поэта на оренбургской земле ему захотелось сделать свой живописный рассказ документально точным. Самодеятельный художник засел в архивах, читал мемуары, размышлял. Результатом стали картины-повествования: "Путешествие А.С. Пушкина из Петербурга в Оренбург", "Пушкин и граф Перовский", "Даль и Пушкин у Георгиевской церкви", "Пушкин беседует с бердинской казачкой Бунтовой, современницей Е. Пугачева".
В работах В. Турбина соединились некое "свое" представление о том, что и как было, и живые сегодняшние наблюдения. Так, в картине "На лесном кордоне бузулукской земли А.С. Пушкин и его слуга Г. Калашников покупают жареных рябчиков" - рядом с Пушкиным в дорожном пальто и цилиндре, за деревянными прилавками примостились простые бабы-продавщицы, точь-в точь такие, какие и сегодня торгуют молочком да пирожками у вокзалов маленьких станций. И столько живого интереса автора в этих наивных картинах, так выразителен и четок ритм фигур, прилавков, деревьев, так сдержанно благороден цветовой строй, что возникает дивное чувство поэтичности сюжета и сопричастности зрителя с происходящим.
Картины В. Трубина, вместе с другими, искренними, яркими и трогательными работами, посвященными пушкинской теме, разместятся в одном из залов выставки. Устроители экспозиции назвали этот раздел "Мой Пушкин". Для каждого из представляемых здесь художников Пушкин, действительно, - "свой". Четкий и резкий в окружении героев "Капитанской дочки" - в эпическом полотне Искандера Бигеева; возвышенный, парящий в паре с Натали - в романтическом портрете Ларсы Нестеровой; яркий и фольклорно-импозантный у Василия Зоренко, автора чудесной серии полных юмора и фантазии иллюстраций к пушкинским сказкам.