Персональная выставка хабаровского художника Павла Оглуздина «Центробежность камер-юнкера П.» - отражение взгляда автора на творчество великого русского классика – Александра Сергеевича Пушкина.
Идея выставки родилась на премьере спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина» по пьесе Михаила Хейфеца в постановке Константина Кучикина в Хабаровском театре юного зрителя. После десятков показов идея обрела реальные очертания и воплотилась в выставке «Центробежность камер-юнкера П.», которую Павел Оглуздин впервые представил в Хабаровске в 2014 г.
Необычное название выставки неслучайно. «Во время работы над спектаклем Пушкин стал центром моих мыслей, творческой работы, метафизический бег вокруг этого центра послужил названием и смыслом выставки» - объясняет Павел Оглуздин. Театральная постановка «Спасти камер-юнкера Пушкина» стала своего рода музой для художника. Все экспонаты выставки, так или иначе, рождались для спектакля, на его протяжении и даже после.
Афиша спектакля придумалась быстро. Посетители выставки её увидят. Образы героев пьесы Михаила Хейфеца, виды Петербурга, заяц – всё сложилось в силуэт Поэта. Графическая техника афиши стала приёмом в создании серии работ.
Экспонаты выставки дают зрителю представление о нестандартном подходе художника к созданию своих произведений. Во время спектакля Павел Оглуздин зарисовывал впечатления от действа. Его наброски легли в основу картин «А. Пушкин объясняет Л. Толстому устройство паровоза» /2014 г./, «А. Пушкин ругает К. Малевича за «Чёрный квадрат»» /2014 г./, «А. Пушкин и Ф. Шаляпин учат цыган петь» » /2014 г./ и многих других.
Сам автор определяет жанр выставки как «историческую мистификацию». Тонкие переплетения детских воспоминаний, впечатления от спектаклей, имена и образы известных поэтов, писателей и художников, знаки и символы превратились в квинтэссенцию «Центробежности камер-юнкера П.».
Занимательна история создания каждого предмета выставки. «Я предположил, что тот заяц, который перебежал дорогу Александру Сергеевичу Пушкину по пути на Сенатскую площадь, не позволив ему участвовать в восстании декабристов, мог перебежать дорогу и по пути поэта на последнюю дуэль, но не перебежал» - вспоминает Павел Оглуздин. Так родились «Зайцы» - экспонаты из дерева, меди и металла. В своих работах Павел делает упор на фактуру, поэтому использует только подлинные материалы – ржавое железо, а не его нарисованную копию, доски восьмидесятилетнего возраста, а не искусственно состаренную фанеру.
Во время каждого спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина» художник делает маску с лица актёра Александра Зверева, играющего Михаила Питунина. За годы существования спектакля их накопилось достаточно. На выставке представлено 30 масок, каждая из которых непохожа на предыдущую, как и каждый спектакль.