14 февраля 2016 года в Музее истории города Ярославля состоялась очередная встреча в рамках просветительского проекта «Путешествие в страну Культуры». Организаторами этого проекта являются музей и Ярославское Рериховское общество «Орион». Название проекта было взято из статьи «Обществу славянской культуры» всемирно известного художника, философа, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха: «В какой стране предпочтете жить? – Конечно, в стране Культуры. Ваши лучшие помыслы чему вы принесете? – Культуре. Чему вы посвятите ваши просвещенные труды? – Конечно, Культуре. Чем вы обновите ваше сознание? – Победным светом Культуры».
Встреча «Звездные ритмы Вольфганга Амадея Моцарта» была посвящена 260-летнему юбилею великого австрийского композитора. В литературно-музыкальной композиции приняли участие музыковед и автор программы Лидия Янковская и известный ярославский режиссер Дмитрий Сагдединов. Музыкальные произведения В.А. Моцарта, любимые многими слушателями, усиливали впечатление от беседы; они звучали в фильмах о жизни и творчестве композитора, создавая особую атмосферу одухотворенности и красоты.
Подлинно высокое художественное творчество всегда космично, приобщая сознание людей к образам возвышенно – прекрасным. А гениально одаренные музыканты, к которым относился и Моцарт, способны услышать не только земные звуки и ритмы. И этим они устремляют нас в будущее.
Жизнь Моцарта удивительна: Амадей стал писать музыку раньше, чем научился писать слова; он умер в возрасте 35 лет, и при этом успел написать более 600 произведений – концертов и сонат, ораторий, опер и симфоний. Современники композитора рассказывали, что он виртуозно владел несколькими инструментами, а также имел замечательную память и идеальный слух. А в конце ХХ века ученые заговорили об особом эффекте, благотворном влиянии музыки Моцарта. И действительно, его творчество и многогранно, и прекрасно, а одаренность не имеет равной себе в истории музыкального искусства. Если мы говорим, что художник оставляет на картине следы своей внутренней жизни, и это оказывает свое воздействие на зрителя, то и Моцарт, судя по всему, передал нам через свои мелодии и ритмы лучшие качества своей души, особый заряд энергии и внутренней гармонии.
Франция, Англия, Италия… Путешествия устраивал отец мальчика, чтобы сын не только радовал публику своим мастерством исполнителя и композитора, но и слушал известных музыкантов, узнавал новое. В 14 лет Моцарт был избран членом филармонических академий музыки Вероны и Болоньи, хотя традиция не позволяла стать ее членом раньше 26 лет. Но юный гений поразил комиссию быстротой решения музыкальных заданий и высоким мастерством. Его характер был веселым, а сам композитор был словно «настроен» на волну непрерывного музыкального творчества. Как вспоминала его подруга, а затем жена Констанца, «Он был настолько незлобив и добр по натуре, что ссориться с ним было просто невозможно. Однажды он признался, что слишком счастлив, чтобы такое счастье могло длиться долго…».
Последняя опера композитора «Волшебная флейта» является глубоким философским произведением. В нем воплотился моцартовский идеал справедливого государства, в котором, однако, путь к счастью лежит только через преодоление трудностей и испытаний.
В.А.Моцарту, его жизни и неожиданному уходу посвящено немало исследований и литературных произведений. Но наиболее выдающимся из них является Маленькая трагедия А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери», которая прозвучала на встрече в ярком и артистичном исполнении Д.Б. Сагдединова.
Слушатели программы, внимая музыке Моцарта, вновь встречались с Красотой, не объяснимой словами, с совершенством пропорций и неожиданной радугой чувств…
И они невольно соглашались с известным высказыванием: «Когда мы окружаем себя хорошими людьми, красивыми вещами и добрыми мыслями, жизнь начинает меняться в лучшую сторону».