25 января 2016 года в Эрмитажном театре состоялась пресс-конференция Михаила Борисовича Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа, посвящённая передаче в дар музею писем об Эрмитаже во время и после Великой Отечественной войны.
На пресс-конференции были представлены подлинники писем до их передачи в архив музея – Эрмитажу передано 6 писем военного времени (и несколько послевоенных) эвакуированных детей сотрудников Эрмитажа и их воспитателей; более 10 писем сотрудников Эрмитажа послевоенного времени о пребывании в эвакуации, а также фотографии военного времени из Свердловской Картинной галереи (сейчас – Екатеринбургский музей изобразительных искусств).
«Мы помним всех наших коллег, погибших во время и после войны. Сегодня сотрудники Эрмитажа по традиции возлагают венки на Пискарёвском кладбище. Но сейчас у нас другой новостной повод. Для начала, я хочу отдельно поблагодарить Зоряну Леонидовну Рымаренко и Тамару Павловну Михееву, передавших нам эти письма», – сказал, открывая пресс-конференцию, М.Б. Пиотровский.
Летом 1941 года группа сотрудников Государственного Эрмитажа во главе с В.Ф. Левинсоном-Лессингом уехала в Свердловск, сопровождая 2 эшелона с экспонатами, где они пробыли до 1945 года. Письма сотрудников Эрмитажа из личного архива старейшей сотрудницы Свердловского Телевидения Зоряны Леонидовны Рымаренко переданы в дар музею 70 лет спустя после Победы. В них – подробнейшие воспоминания о хранении экспонатов в тяжелейших условиях, о повседневной жизни свердловчан и сотрудников музея, о госпиталях, где читали лекции сотрудники Эрмитажа, об эрмитажной выставке военного времени «Героическое прошлое русского народа», организованной в 1943 году. Были также показаны архивные видеоинтервью с очевидцами пребывания Эрмитажа в Свердловске. Именно З. Л. Рымаренко еще в 1980-е годы была инициатором установки мемориальной доски на здании Картинной галереи в память о пребывании там Эрмитажа. В этом здании, разумеется, неслучайно, в 2017 году откроется Выставочный центр «Эрмитаж – Урал».
Интересно, что сами сотрудники екатеринбургских музеев не знали, что у их землячки, сделавшей несколько программ об Эрмитаже, сохранилась «свердловская эпистолярная летопись» петербургского музея. Это стало известно благодаря историко-журналистскому расследованию Ю. З. Кантор, начальника Историко-информационной службы Эрмитажа, доктора исторических наук. «В Эрмитаже есть огромная коллекции документов. Значительная часть из них опубликована в книге «Эрмитаж спасённый» и «Эрмитаж и хроника военных лет». Но что-то осталось за кадром – в личных письмах. И эта оригинальная переписка вскрывает интересные штрихи в портрете эрмитажников», – отметила Юлия Зораховна. Она также рассказала о новых документах, выявленных в Государственном архиве Свердловской области (ГАСО) и в Центре документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО), касающихся подготовки выставки и хранении эрмитажных экспонатов в эвакуации.
На пресс-конференции была представлена и уникальная детская военная летопись: дети сотрудников Эрмитажа и их воспители-эрмитажники, эвакуированные в д. Ляды Пермской области, писали родителям письма в блокадный Ленинград, на фронт и родственникам, эвакуированным в другие регионы. И в Ляды приходили письма детям от родных – из тыла и с фронта. Эта коллекция 15 января 2016 года была передана в дар Государственному Эрмитажу. Её передала Тамара Павловна Михееева, жительница д. Ляды, в годы войны учившаяся вместе с эрмитажными детьми. Выросшие дети-эрмитажники передали ей свои письма военного времени. Тамара Павловна (ставшая директором школы в Лядах и создавшая школьный музей с разделом «Дети Ленинграда») передала также свои воспоминания о военном времени, фотографии д. Ляды периода войны и другие документы.
О своём исследовании в эрмитажном архиве рассказала Татьяна Никодимовна Косоурова, заведующая сектором Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа. Исследование посвящено электрификации Ленинграда в годы войны, которой занимался её отец, Никодим Туманов. Она поделилась и небольшой сенсацией – удалось найти документы, подтверждающие, что эрмитажные реставраторы пытались помогать военным. Ещё до войны, весной 1941 года, они предложили свой способ борьбы с вражескими самолётами – придумали такую смесь, от которой они должны были загораться и падать. Но к сожалению, в тот момент это предложение не нашло поддержки у военных, и впервые этот способ был применён только в конце войны.
Таким образом, после окончания года 70-летия Победы и в год 75-летия начала Великой Отечественной войны открылась еще одна, казалось бы, исчезнувшая, важная страница истории войны, истории блокады и истории Эрмитажа. Страница, показывающая, что связь времен не прерывается, и что историческая память сильнее времени и пространства. И хранят ее обычные неравнодушные люди.