НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Новые постоянные экспозиции: «Кабинет книги художника» и «Французские пастели XIX - XX веков»

29 декабря 2015Санкт-Петербург
Гийом Аполлинер. ''Гниющий чародей''. Андре Дерен. 1909
Гийом Аполлинер. ''Бестиарий, или Кортеж Орфея''. Рауль Дюфи. 1911
Две танцовщицы. Эдгар Дега. Ок. 1897–1898 гг. Бумага, уголь, пастель
Абсент. Пабло Пикассо. 1901 г. Бумага, уголь, пастель, гуашь, белый мел
Женщина с зонтиком. Анри де Тулуз-Лотрек. 1889 г. Картон, гуашь, акварель, темпера
29 декабря, в канун Нового года в Главном штабе открылись новые постоянные экспозиции: «Кабинет книги художника» и «Французские пастели XIX - XX веков», образующие новый раздел постоянной экспозиции, посвященный графике XIX–XX веков.

Они разместились в залах четвертого этажа, заняв место в экспозиции Эрмитажа рядом с «Галереей памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых».

«Кабинет книги художника»

В экспозиции представлены книги из богатейшей коллекции академика Российской академии образования Марка Ивановича Башмакова и из фондов Эрмитажа. Вместе с открывающимся в тот же день залом пастелей «Кабинет» образует новый раздел постоянной экспозиции, посвященный графике XIX–XX веков.

«Книга художника» или livre d'artiste (здесь эти выражения используются как синонимы) – своеобразное и важное, хотя до сих пор сравнительно не очень известное, явление в искусстве прошлого столетия. Это особый тип издания, имеющий мало общего с массовой, тиражной иллюстрированной книгой. Как правило, это книга, иллюстрированная оригинальными эстампами (литографии, ксилографии, гравюры на металле), отпечатанная на высококачественной, изготовленной вручную бумаге очень ограниченным тиражом. Livre d'artiste – раритетное библиофильское издание. Но главное заключается в том, что это работа художника – живописца, скульптора, графика. Это произведение, принадлежащее миру «большого» искусства, и потому занимающее полноправное место в музейной экспозиции.

«Книга художника» сложилась во Франции на рубеже XIX и XX веков. Датой ее рождения – скорее символической, чем реальной – традиционно считается 1900 год, когда Амбруаз Воллар выпустил сборник стихотворений Поля Верлена «Параллельно» с литографиями Пьера Боннара. В livre d'artiste нашли своеобразное преломление основные течения европейского искусства 1900–1970–х годов: модерн и ар деко, фовизм и кубизм, сюрреализм и абстракция, ар брют и неоклассика. Даже представители постмодернизма, переосмыслившие livre d'artiste и демонстративно вышедшие за ее рамки, подчас возвращаются к этой сфере творчества. В «книге художника» плодотворно работали многие выдающиеся мастера XX века, французские и не только: Дерен и Вламинк, Пикассо и Матисс, Руо и Шагал, Эрнст, Дали, Леже, Матта... список имен рискует оказаться слишком длинным и все равно не будет исчерпывающим.

Книги упомянутых – и многих других – мастеров займут место в экспозиции Эрмитажа рядом с «Галереей памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых».

Livre d'artiste – не обычная книга, но так же как дешевый pocket-book страдает от долгого пребывания на свету. Состав «Кабинета» будет обновляться три–четыре раза в год. Таким образом, графические шедевры получат необходимый отдых, а посетитель музея – возможность каждые несколько месяцев знакомиться с новыми произведениями. Принципы показа – самые разнообразные: от «панорамных» экспозиций, представляющих историю livre d'artiste в том или ином тематическом ракурсе, до выставок, фокусирующих внимание на отдельных именах и явлениях. Периодически будут проводиться и «выставки одной книги», которые позволят показать отдельные шедевры с исчерпывающей полнотой и дадут зрителю возможность мысленно перелистать издание от корки до корки.

Первая экспозиция служит своего рода прологом к дальнейшей работе «Кабинета». Она включит несколько десятков произведений самых разных художников, от Боннара до мастеров послевоенной абстракции и позднего сюрреализма. Зритель найдет здесь немало шедевров, демонстрировавшихся на двух недавних выставках: «Метаморфозы» Пикассо и «Пасифаю» Матисса, «Цирк» Леже и «Пантагрюэля» Дерена, «Страсти» Руо и «Испытание выдержав» Миро. Одновременно будет показан и целый ряд изданий, никогда не экспонировавшихся в Эрмитаже: «Семейные сценки» Боннара, «Завоеватели» Андре Массона, работы выдающегося мастера ар деко Франсуа-Луи Шмида, «Убю-король» Роберто Матта.

К открытию «Кабинета» М. И. Башмаковым выпущено издание «Художник и книга. Книги из собраний Марка Башмакова и Государственного Эрмитажа», содержащее вступительную статью и большой иллюстративный материал.

Экспозиция подготовлена Марком Ивановичем Башмаковым и Михаилом Витальевичем Баланом, научным сотрудником Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

«Французские пастели XIX - XX веков»

В экспозиции представлено около 15 работ таких выдающихся мастеров как Дега, Пикассо, Мане, Тулуз-Лотрека и других.

Постоянная экспозиция пастели в Эрмитаже открывается впервые из-за особенностей ее экспонирования. Пастель как разновидность художественной техники и, одновременно, как особый вид искусства занимает промежуточное место между рисунком и живописью. Появившаяся в художественной практике в XVI веке в Италии, она пережила несколько ярких этапов развития, неоднократно меняя и технические средства, и формы произведений, то возвращаясь к исходному графическому началу, то обретая сходные с живописью черты. В середине XIX века во Франции пастель вновь оказалась в фокусе активного художественного поиска. Это коснулось и творчества мастеров группы импрессионистов, особенно чутких к колористическим возможностям звучных красок пастели. В ней работали и Эдуард Манэ, и Огюст Ренуар, остававшиеся вполне верными традиции этой технике рисования, но особо впечатляющее наследие оставил Эдуард Дега. Наибольшее число произведений в технике пастели было им создано в поздние годы, когда она постепенно вытесняла живопись из его творчества. Сам мастер утверждал, что именно в пастели он стал «колористом посредством линии». В выборе сюжетов Дега был далек от сложившихся традиций, преимущественно ограничивавших применение этой технике жанрами портрета и натюрморта. Здесь его привлекали две темы. Первый – мир балетных танцовщиц, где взгляд художника зачастую останавливался на позах и жестах, далеких от сценической элегантности, на банальных лицах людей, облаченных в пышные сценические костюмы и занятых тяжелым трудом. Второй – сцены интимного женского туалета, «как будто подсмотренного через замочную скважину», создающие образы новой красоты, далекой от какой-либо идеализации. В работе с пастелью Дега более других современников был склонен к экспериментам, сочетая пастель с рисунком углем, гуашью, темперой, изобретая новые способы обработки краски на поверхности и ее закрепления.

Работы Дега в пастели придали импульс не только увлечению этой техникой молодыми художниками, но и открыли приемы работы с графическими материалами, которые не имели аналогов в искусстве прошлого. Так возникает особая манера сочетания различных графических средств в больших работах Тулуз-Лотрека, ставящих их в один рад с его живописными шедеврами. Так появляется гротескный и трагический мир больших акварелей Жоржа Руо, гуманистический пафос которых столь же обращен и к социальным традициям искусства Домье и, стилистически, апеллирует к витражам средневековых соборов.

Определенная родственность искусству Дега обнаруживается в «Абсенте» раннего Пикассо, интенсивно впитывавшего достижения новейшего искусства Франции, чтобы уже спустя несколько лет, создавая кубистические натюрморты, вводить в свои композиции фрагменты обоев, куски бумаги, используя текстуры различных подручных материалов, раскрывая новые горизонты искусства ХХ века.

Экспозиция подготовлена Михаилом Олеговичем Дединкиным, заместителем заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа

www.museum.ru/N60571
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 27.09.2024  x    ?  


Выставка «“Маскарад” М.Ю. Лермонтова на театральной сцене» в Доме Ермоловой

В Русском музее завершилась научная реставрация полотна Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

Выставка «К.Ф. Богаевский — художник Киммерии» в Староладожском музее

Книжная ярмарка в Пушкинском музее

Выставка «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Пушкинском музее

Русский музей приглашает в Михайловский сад на фестиваль «Друзья Петербурга»

Выставка «Пушкин. Страницы истории» в Государственном историческом музее

Люся Воронова. Ирга Ламарка

Международные научные чтения "Н.Г. Чернышевский и его эпоха"

Выставка «Люди, опаленные войной» в Музее Победы

XIV Форум малых музеев

В рамках фотографического фестиваля "Волжская биеннале-2024". Маргарита Федина "Лето под Питером"

Выставка «Здесь время не спешит...» в Староладожском музее

В рамках фотографического фестиваля "Волжская биеннале-2024". Игорь Панков. Живи как в кино

Анка Ахалая. Завеса слов

Выставка художественного стекла из фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника в Вологде

В рамках фотографического фестиваля "Волжская биеннале-2024". Павел Смертин "Нелинейное время"

Живописная Россия. По законам жанра

Владимир Куприянов. Возвращение времени

Выставка "Непридуманные сны" в Галерее Беляево

Тайны китайской медицины. Выставка "В поисках красного дракона" в Военно-медицинском музее

Всероссийский есенинский праздник поэзии в Константинове

Выставка «Дары музею» к 117-летию Дарвиновского музея

Русское послание. Из коллекции открыток Дома русского зарубежья им. А. Солженицына

Выставка «Поморский календарь. Минея-четья на октябрь» в Музее имени Андрея Рублева

Выставка Веры Санниковой «Из тысячи мгновений чудесного мира…»

Научная конференция "Из истории особняка Румянцева и его владельцев"

Выставка к 120-летию со дня рождения второго директора Дарвиновского музея В.Н. Игнатьевой

Львы, орлы и краснозобые казарки. Анималистика из собраний Московского зоопарка и "Царицына"

Выставка работ фотокорреспондента ТАСС Николая Кубеева в Музее Победы

Белград представит в Музее Победы выставку о мучениках лагеря смерти

Выставка "В поисках источника Нила" в Эрарте

Итоговая выставка фотоконкурса Х Международного фотографического фестиваля "Волжская биеннале - 2024"

Туда и обратно. Транспорт в британской рекламе начала ХХ столетия из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru