25 декабря 2015 года в Государственном Эрмитаже открылась выставка «В некотором царстве» из цикла "Поднесение к Рождеству".
Сказочные мотивы и образы служили неиссякаемым источником вдохновения для многих поколений художников, среди которых А.В. Щекотихина-Потоцкая, З.В. Кобылецкая, Н.Я. Данько, Т.Н. Безпалова-Михалева, Л.К. Блак, Э.М. Криммер, Н.М. Суетин, Б.Д. Быструшкин, Э.И. Еропкина и другие.
Фантастические сюжеты, пересказанные художниками-фарфористами, представлены уникальными произведениями из коллекции Государственного Эрмитажа, работами современных мастеров из собрания фонда «Наследие» ОАО «Императорский фарфоровый завод» и частных собраний.
В конце XIX – начале XX века влияние на формирование художественных интересов мастеров Императорского фарфорового завода оказали такие художники, как Л.С. Бакст, И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, М.А. Врубель, Н.К. Рерих, посвятившие сказочным мотивам большую часть своего творчества.
После 1917 года в искусстве создателей фарфора переломной эпохи – В. В. Кузнецова, Н. Я. Данько, З. В. Кобылецкой, А. В. Щекотихиной-Потоцкой и других, наблюдается ориентация на древнерусское искусство, народный лубок, резьбу по дереву, вышивку и набойку.
В первые два послереволюционных десятилетия в фарфоре отразились самые передовые течения современного искусства, но вместе с агитационным и супрематическим направлениями художники завода продолжали обращаться к фольклорно-сказочным сюжетам и фантастическим мотивам.
В круг интересов заводских художников естественным образом вошло увлечение манящей и пленительной, пряной восточной экзотикой. Т.О. Давтян, Н.Я. и Е.Я. Данько, Е.Р. Трипольская, Р.Р. О`Коннель-Михайловская, З.В. Кобылецкая, А.В. Щекотихина-Потоцкая, М.Н. Мох, А.В. Воробьевский и другие мастера завода создавали далекий от реальности притягательный мир, через который происходило приобщение к чудесной сказке с восточным колоритом. Наиболее сильной и последовательной привязанность к искусству Востока оказалась у М.Н. Моха, в полной мере показавшего свое восхищение персидской миниатюрой в ювелирной по мастерству росписи сервизов «Восточные кустари» (1932) и «Бахчисарайский фонтан» (1936), в росписи вазы по мотивам национального эпоса иранских народов – «Шахнаме». В эти же годы А.М. Ефимова расписала сервиз «Витязь в тигровой шкуре» (1940) по мотивам выдающегося произведения Шота Руставели.
Стимулом к появлению работ на сказочную тематику служили памятные даты, связанные с юбилеями писателей и поэтов или их произведений. Наибольший отклик в творчестве художников нашел юбилей А.С. Пушкина.
К образу поэта и его творчеству неоднократно апеллировала ведущий скульптор фарфорового завода Н.Я. Данько, которая еще в начале 1920-х годов исполнила статуэтки «Гирей», «Зарема», «Мария» из триптиха «Бахчисарайский фонтан» к одноименной поэме А.С. Пушкина.
Обращаясь к пушкинским сказкам, многие художники 1930-х годов создавали красочные иллюстрации на сервизах новых конструктивных форм. Одной из самых удачных для расположения росписей повествовательного характера оказалась форма «Крокус» Н. М. Суетина. В сервизе В.П. Фрезе «Сказка о рыбаке и рыбке» на каждой стороне четырехгранного объема автор располагает разные эпизоды сказки, уподобляя поверхность фарфора страницам книги. В росписи вазы «Шесть эпизодов из поэмы “Руслан и Людмила”», используя шестигранную форму, которая замечательно подходила для последовательного расположения свободно избранных фрагментов сказочной поэмы, А.В. Воробьевский создал самостоятельное, ярко индивидуальное художественное произведение.
Во второй половине 1940-х и в 1950-е годы сказочные сюжеты и образы стали активно разрабатываться и в фарфоровой пластике. Известный ленинградский график Н.Е. Муратов, всерьез увлекшийся лепкой, в течение нескольких лет работал над серией скульптур по мотивам сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Самобытным явлением стала работа в фарфоре превосходного книжного графика и детского писателя Е.И. Чарушина (как правило, его модели, воспроизведенные в фарфоре, дополнялись росписью художников завода И.И. Ризнича и Е.Н. Лупановой). Скульптуры по мотивам известных русских и зарубежных сказок в эти годы выполняли А.И. Григорьев («Аленушка», «Беляночка и Розочка», «Красная шапочка и Серый волк»); Б.Я. Воробьев (пластические этюды «Витязь», «Голова», «Руслан и Черномор»), С.Б. Велихова («Аленький цветочек», «Лель» и «Снегурочка»); Г.П. Якимова (модели «Коза и семеро козлят» и «Иванушка и Жар-птица», пользовавшиеся успехом в росписи художников завода и неоднократно повторявшиеся), автор различных форм графинов и сервизов Б.Д. Быструшкин (лампа-ночник «Рыбка», графины «Девица с ведрами» и «Иван-Царевич и Василиса Прекрасная»).
Следующие поколения художников продолжали развивать традиции старейшего фарфорового завода, опираясь на выдающиеся достижения национальной культуры. Интерес к сказочной теме не был таким массовым, как в 1930–1950-е годы, но она по-прежнему привлекала внимание мастеров, предлагавших новые мотивы, а также непривычную трактовку широко известных образов. Художественный язык создаваемых произведений становился более энергичным, эмоциональным и образным.
Скульптуры «Снегурочка» Э.И. Еропкиной, «Пряха» и «Сестрица Аленушка» О.М. Матвеевой в какой-то степени продолжают линию литературной иллюстративности, господствовавшую в пластике 1940–1960-х годов, но в каждой фигуре есть своеобразные пластические находки, придающие им современное звучание.
В авторском фарфоре 1990-х годов мирно уживались самые разнообразные тенденции. В стилизованных росписях Ю.Л. Жуковой и Т.Л. Чариной возникают фантастические образы-символы. Диковинные существа древнеславянской мифологии стали героями нарядных, колористически звучных и сказочных по настроению росписей туалетных коробочек «Птица Алконост» и «Сирин по воду ходила», блюда «Сирин Белая ночь», серии тарелок «Славянский бестиарий», сервиза «Лукоморье».
Произведения таких непохожих друг на друга мастеров, как Г.Д. Шуляк, Ю.Л. Жукова, Т.Л. Чарина, В.В. Бакастова, О.Г. Белова-Вебер, М.Е. Матвеева, М.Ю. Никольская, С. Е. Колчина, Т. В. Афанасьева, С. Н. Соколов, В. Г. Богданова и С. К. Русаков, объединяют общие исторически сложившиеся петербургско-ленинградские традиции художественного фарфора, которые сохраняются и в наши дни.
Куратор выставки – Наталья Анатольевна Щетинина, младший научный сотрудник Отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа. Является автором вступительной статьи к богато иллюстрированному каталогу (Издательство Государственного Эрмитажа, 2015).
Арапский зал (№ 155) и Ротонда (№ 156) Зимнего дворца
Посещение выставки входит в стоимость входного билета в музей