9 декабря 2015 года, в Дни Эрмитажа, после завершившейся реставрации тканого убранства состоялась церемония открытия Петровского зала Зимнего дворца.
В церемонии открытия приняли участие – Михаил Борисович Пиотровский, Генеральный директор Государственного Эрмитажа; Светлана Борисовна Адаксина, заместитель генерального директора, главный хранитель Государственного Эрмитажа; Татьяна Александровна Баранова, заведующая Отделом научной реставрации и консервации; сотрудники Отдела научной реставрации и консервации, и Гийом Верзье, владелец мануфактуры «Prelle».
«Мы очень рады дружить с фирмой «Prelle», - сказал в своем выступлении Михаил Борисович, - Которая как и Эрмитаж, является символом исторической преемственности. Мы приветствуем г-на Гийома Верзье, который привез бесценные материалы, хранящиеся в архивах фирмы «Prelle». Мы благодарны всем, кто сделал возможным это замечательное открытие! Прежде всего, золотым рукам наших реставраторов!».
В свою очередь, Гийом Верзье поблагодарил директора и сотрудников музея за возможность участия в реставрации Малого тронного зала. «Это большая честь для мануфактуры «Prelle» - воспроизвести бархат также, как это было сделано 150 лет назад, в тех же самых условиях, в тех же самых ателье, которые были использованы в 1856 году» - сказал он.
Именно тканое убранство Петровского зала привлекает особое внимание: по всему залу – на стенах, обтянутых красным лионским бархатом, в золоченом декоре фриза, в росписи сводов – гербы Российской империи, короны, венки славы. К началу реставрационных работ бархат, тканые орлы и шитье были покрыты плотным слоем загрязнений. Шелковая основа бархата была очень хрупкая, имела многочисленные сечения, металлические нити шитья и орлов сильно окислились – почернели. Шитье имело многочисленные повреждения, утраты ниток и блесток. Сотрудниками Лаборатории научной реставрации тканей и водоразмываемой живописи, под руководством М.В. Денисовой, завершена реставрация всех вышитых бархатных панелей.
Все панели были демонтированы со стен зала, орлы и золотошвейные детали сняты со старого бархата и очищены. Детали перенесены на новый бархат в строгом соответствии с историческим расположением. Совершенно разрушенный оригинальный бархат стенных панно и обивки трона был заменен новым шелковым французским бархатом, изготовленным на лионской мануфактуре «Prelle» – наследнице мануфактуры «Le Mire pere & fils». Самым удивительным образом, в архиве мануфактуры сохранился эталонный образец стенной панели, позволивший точно воссоздать первоначальный цвет обивки зала, а также высоту и плотность бархатного ворса.
В рамках реализации проекта реставрации тканого убранства Петровского зала, утраченные элементы декора восстановлены в соответствии с архивными описаниями XIX века. Заново изготовлены оконные драпировки и подъемные шторы. В Лаборатории научной реставрации тканей и водоразмываемой живописи Государственного Эрмитажа художники-реставраторы вышили три подзора для окон, соблюдая все технические особенности оригинальной вышивки XIX века. Золотошвейный декор, выполненный современными золочеными нитями, дает зрителю представление о первоначальном блеске и колорите Малого Тронного зала.
Работы по демонтажу панно, реставрации их деревянных частей, с восполнением утрат и частичной заменой, выполнены сотрудниками Лаборатории научной реставрации мебели (заведующий В.А. Градов) Сотрудниками лаборатории была проведена реставрация трона, изготовлены золочёные детали. Проведена завершающая часть реставрации – установка панно и занавесей, обивка подиума.
Очистка золотошвейного декора, кружева, шнуров, галунов, бусин, обойных гвоздей, – производилась с помощью лазера заведующим Лабораторией научной реставрации драгоценных металлов И.К. Малкиелем. С помощью лазера без вреда удалены олово, медные железные окислы и испарены органические наслоения, которые невозможно было бы удалить с помощью традиционных химических реактивов. Восстановлены серебряные предметы декоративно-прикладного искусства украшающие зал – бра, торшеры, канделябры, консоли. Сотрудниками Лаборатории научной реставрации драгоценных металлов изготовлены 6 утраченных позолоченных держателей для штор.
Современные работы по реставрации Петровского зала, начавшиеся в 2012 году, проведены Отделом научной реставрации и консервации, при участии компании «Музейные технологии» Отдела реставрации и ремонта, под архитектурным надзором заведующей Сектором научной реставрации Отдела истории и реставрации памятников архитектуры Л.И. Акмен