Выставка «Приметы милой старины» знакомит жителей Янтарного края с богатейшим культурным наследием нашей страны. Здесь можно будет приобщиться к традициям русского чаепития, увидеть редкие предметы декоративно-прикладного искусства из фондов музея, узнать какие необыкновенные вещи хранятся в частных коллекциях калининградцев.
Основу экспозиции составляют произведения декоративно-прикладного искусства из фондов Калининградского историко-художественного музея, среди которых особенно ценны вещи первых переселенцев. После окончания войны сюда приехали сотни тысяч человек из 35 областей и республик СССР. В течение десяти лет почти ежедневно в область прибывали эшелоны с переселенцами. В «новую жизнь», помимо самого необходимого, они брали с собой близкие сердцу вещи. Народные костюмы, рушники, прялки, сундуки, самовары... Глядя на эти предметы, можно представить географию одного из самых масштабных событий в послевоенной истории страны.
На выставке «Приметы милой старины» покажут уникальную коллекцию самоваров из собрания Калининградского историко-художественного музея. «Император белых чашек» – такими словами Николай Заболоцкий охарактеризовал главный атрибут русского чаепития. Самовар в России – больше, чем предмет кухонной утвари. Это символ уюта, домашнего тепла, он – живое существо, настоящий хозяин дома. Без него просто невозможно представить традиционное русское чаепитие. Интересно, что в самоварах всегда ценилась «музыкальность». Дело в том, что перед закипанием «император белых чашек» начинал петь: «Вот и самовар заводит обычную свою песню на разные голоса. То затянет её дребезжащим голоском подгулявшего старика, то хватит пронзительного дисканта, то возьмет мягкого тенора, из него возвысится до громкого basso-cantante и вдруг спустится в певучее mezzo-soprano, замолкнет на минуту, как будто раздумывая о чем-то, и зальется опять звонкой песней, то радостной, то заунывной».
Коллекционер Татьяна Тулаева представит на выставке около 100 подстаканников. Они выполнены в различных ювелирных техниках – от филиграни до эмали. В экспозиции можно увидеть серебряные дореволюционные, являвшиеся своеобразным «рупором эпохи» советские и высокохудожественные современные подстаканники. Сегодня этот некогда неотъемлемый атрибут русского чаепития почти ушел в небытие. Традиция претерпела большие изменения – чай стали пить из керамических кружек.
Подстаканник на чайном столе в России появился на 100 лет позднее, чем самовар, но прижился на века. Согласно свидетельствам современников, время появления подстаканника относят ко второй половине XIX века. Лучшие русские и польские ювелиры изготавливали не просто держатели для стакана с горячим чаем, а подлинные шедевры ювелирного искусства. Подстаканники производили фирмы Фаберже, Хлебникова, братьев Грачевых. Производство носило штучный или малосерийный характер. В основном, это были серебряные подстаканники, реже мельхиоровые или латунные с глубоким серебрением, и стоило такое произведение ювелирного искусства дорого.
Расцвет массового производства подстаканников пришелся на советское время – 40-80-е гг. ХХ века. Кольчугинский, «Ленэмальер», Московский ювелирный, Киевский, «Северная Чернь» – вот не полный перечень заводов, освоивших их выпуск. Материал стал разнообразнее: алюминий, латунь, мельхиор… Подстаканник можно было встретить в кабинете высокого чиновника и на коммунальной кухне, в столичной гостинице и в солдатской столовой. Но основным заказчиком была железная дорога. Все, кто когда-либо путешествовал на поезде, помнят чай из стакана с подстаканником.
Для выставки «Приметы милой старины» калининградские художники и мастера декоративно-прикладного искусства Людмила Филистеева, Ольга Величко, Ирина Каюкова, Раиса Кучко, Наталья Пьянова, Надежда Горелкина, Тамара Синиченко подготовили специальную серию художественных работ. Традиции русского чаепития нашли свое отражение в живописи, графике, вышивке, пэчворке (лоскутном шитье), авторских куклах.