НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Портбукеты XIX- начала XX вв. из коллекции Кенбер, Франция

c 26 мая по 23 августа 2015Санкт-Петербург
Портбукет с филигранью малый
Портбукет со змеями большой
Портбукет с карне
Портбукет с кораллами
26 мая 2015 года в Синей спальне Зимнего дворца открывается выставка «Портбукеты XIX – начала XX века из коллекции Кенбер, Франция», посвященная почти забытому дамскому аксессуару.

Портбукет, предназначение которого – сохранять свежесть вставленных в него живых цветов – мог быть и украшением костюма, и самостоятельным произведением ювелирного искусства. В экспозицию вошли произведения, выполненные в странах Западной Европы, Китае, Индии, России, большинство из которых относится к середине ХIХ века – эпохе расцвета этого вида ювелирного искусства. В декоре изделий использованы золото, серебро, слоновая кость, коралл, фарфор, стекло. Помимо моделей, которые держали в руке, на выставке представлены портбукеты-броши (их прикалывали к корсажу платья) и бутоньерки (стеклянные флаконы с цветами для украшения мужского костюма). Такой большой комплекс – 131 экспонат – демонстрируется в Эрмитаже впервые. Экспозицию дополняют портбукеты из собрания Эрмитажа. 19 предметов, которые хранит музей, демонстрируют талант мастеров стран Западной Европы, Китая и России.

В определении термина «портбукет» долгое время не было ясности. Как следует из самого слова «портбукет» (фр. porte – носить, bouquet – букет), это предмет для ношения цветов, который имел несколько способов фиксации. Портбукет можно было держать в руке, прикреплять к одежде или к длинной ручке. Наиболее сложные модели имели ножки, которые позволяли превращать их в вазочки для цветов.

Считается, что портбукеты появились в эпоху Людовика ХIV не только во Франции, но и в других странах, в ХVIII веке покорили Россию, а в первой четверти ХIХ столетия достигли Америки. Пик интереса к этим изящным вещицам падает на ХIХ век, особенно на середину и вторую половину столетия – время, когда новаторские достижения техники соединились с возросшими эстетическими потребностями в украшении дамского костюма. В ХIХ веке значительно расширился диапазон светской жизни. Помимо протокольных придворных церемоний, традиционных балов и светских визитов проводились яркие публичные праздники. В Англии это были скачки и спортивные состязания, которые заканчивались вручением призов, в Париже – выезды в Оперу, торжественные открытия многочисленных выставок, в том числе Всемирных. Портбукеты быстро заняли достойное место среди подарков (в чем-то повторяя судьбу драгоценных табакерок), которыми обменивались не только особы королевской крови, но и другие знатные персоны.

Формы и декор портбукетов эволюционировали вместе с техниками и вкусами XIX века. Изделия из драгоценных металлов служили образцами для более простых. Обязательным элементом портбукета была верхняя часть – вазочка, которая могла состоять из нескольких пластинок, иметь форму конуса или рога. Сам сосуд для цветов делался из одного или двух материалов, обычно богато декорировался эмалями, камнями, жемчугом и мог дополняться зеркальцами, миниатюрами, визитницами. В первом случае пластинки чаще всего делались в форме листьев. Лист мог принимать и другую форму, сворачиваясь в конус. Сосуды в виде рожка также изготавливались в нескольких вариантах. Верхняя часть обычно крепилась к ручке при помощи соединительного элемента в виде металлического кольца, к которому иногда добавлялся «воротничок». Ручка не всегда делалась из того же материала, что и вазочка: она могла быть из металла, дерева, слоновой кости, рога, раковины, перламутра, агата или керамики. Иногда портбукеты дополнялись ножками или флаконом для нюхательной соли. Цветы в портбукете фиксировались булавкой, вставлявшейся в одно или несколько отверстий в вазочке, но иногда использовали крючок или зажим. Чаще всего булавка прикреплялась к вазочке или центральному ободку. Цепочка соединяла центральный ободок или ручку с простым или декорированным кольцом. Это кольцо можно было носить на пальце или прикреплять к шатлену. Некоторые портбукеты имели булавки или крючки для крепления к одежде.

Портбукеты стали превращаться в предметы коллекционирования в двадцатых годах XX века. В настоящее время мы знаем немного коллекций, которые были сформированы в течение долгого времени, и в большинстве случаев это престижные королевские собрания. Музейные собрания портбукетов как в России, так и в других странах Европы не могут похвастаться обилием материала. Большая часть эрмитажных портбукетов в стилистическом плане относится к эпохе историзма – времени расцвета портбукетов. В одних чувствуется увлечение орнаментальными мотивами стиля рококо, в декоре других проскальзывают элементы готического искусства. Восточные вещи отличаются тончайшей филигранью из серебряной нити; для многих европейских произведений характерны чеканка, литье, рельефная проработка металла.

К выставке подготовлен каталог, дополненный иллюстративным материалом из собрания Эрмитажа: французские гравюры конца ХVII века, английские акварели конца ХVIII века,живописные полотна и гравюры ХIХ века, страницы многочисленных журналов мод – дают представление о формах портбукетов, о том, в каких случаях дамы и совсем юные особы их использовали.

Куратор выставки – Татьяна Никодимовна Косоурова, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.

www.museum.ru/N58185
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки

важные события  x    ?  

новости от 25.01.2025  x    ?  


Выставка «Полководцы Победы» и историческая реконструкция в Музее-панораме «Сталинградская битва»

Между Ветхим и Новым. Памятники XVII-XVIII веков из Музея им. Андрея Рублева и Исторического музея

В музее-заповеднике «Царское Село» сирень зацвела в январе

Выставка «Прогулки с Данте и разговоры с Боккаччо»

Презентация итогов реставрации картины Луки Джордано «Святой Себастьян» в Пушкинском музее

Выставка "Твоим героям, Ленинград!" в Памятном зале Монумента героическим защитникам Ленинграда

Владимиру Высоцкому посвящается

Выставка "Классический мир Юга России" в музее-заповеднике "Архангельское"

Показ коллекции дагеротипов шведского художника Карла Петера Мазера из собрания Исторического музея

Выставка музея-заповедника С.А. Есенина в казанском Музее А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина

Возвращение воина. Уникальная италийская фреска IV века до н.э.

Выставка «Вернисаж Музея Победы» в Комсомольске-на-Амуре

XI Всероссийская научно-фондовая конференция в Государственном музее Л.Н. Толстого

Выставка «Ялта 1945: фундамент нового мироустройства»

Конференция «Музей в культурном пространстве исторического города» в Угличе

Фотовыставка «Летний. Времена года» в Восточном павильоне Михайловского (Инженерного) замка

Презентация ботика Петра I «Святой Николай» в Музее Мирового океана

Выставка «Фотоклуб „Новатор“. ХХ век» в РОСФОТО

Свет незримого мира. Живопись Игоря Купряшина

"Час ученичества" в Омском музее Кондратия Белова

Трансазиатский художественно-просветительский проект «Ожерелье экватора»

Магический сад. Выставка живописи Марии Дрезниной и мозаичной скульптуры Душаны Бравура

Военно-историческая миниатюра Алексея Бажанова

Сергей Чернов. Играя в авангард

Рождение нового дня. Персональная выставка Ирины Степанченко: графика, береста, живопись

Персональная выставка Петра Безрукова "50 + 1"

Фотоавангард 1920-1930-х. Александр Родченко и его современники

Выставка «Освенцим. Правда» в Музее Победы

Выставка «Игра в куклы» в Староладожском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru