Выставочный проект «Неповторимый почерк эпохи» является партнерским проектом Московского государственного объединенного музея-заповедника и Российского государственного архива литературы и искусства. Его открытие приурочено к проводимому в 2015 году в России Году литературы.
Рукописная книга существует в истории человечества с древнейших времен. Долгое время переписывать текст от руки было единственным способом тиражирования книги. Перепиской книг занимались при архиерейских и княжеских домах, где служили профессиональные писцы, или, как нередко их называют в послесловиях рукописей, «доброписцы». Религиозное мировоззрение, главенствующее в умах русских людей, обеспечивало доминирующее положение церкви в производстве и распространении книг.
На выставке представлены книжные памятники XVII века, характеризующие рукописную традицию того времени – «Синодик Николо-Угрешского монастыря», «Синодик окольничего Ивана Андреевича Милославского», «Сборник певческий на крюковых нотах», «Столбцы. Выпись с писцовых книг Московского уезду…»
Сохранение и развитие рукописной книги в XVIII веке было обусловлено официальным характером книгоиздания, не зависящим от читательских интересов. Рукописная книга в виде разнообразных сборников, тетрадей и отдельных листов продолжала служить массовым чтением для широких слоев русского общества, особенно в провинции. Следует отметить, что монастыри потеряли свою роль основных изготовителей рукописной книги. Ее создание стало делом частного интереса. Простота создания, демократичность и бесцензурность делали рукописную книгу желанным приобретением даже в крупные книжные собрания известных деятелей эпохи.
Особенности рукописной книги XVIII века представлены на выставке образцами духовной и светской литературы – «Синодик или Помянник Троицкой села Борисова церкви Московского уезда», Димитрий Ростовский «Летописец келейный…», «Месяцеслов», «Арифметика практика или деятельная числительница», А. Кантемир «Сатиры».
XIX век для России – это время расцвета литературы. Невзирая на стремительный рост книгоиздания, в отечественной культуре продолжает существовать рукописная книга. Только теперь она приобретает камерный, часто домашний характер. Переписывание от руки позволяло создавать книжные экземпляры, отражавшие весь спектр интересов ее владельца, поскольку часто книга представляла собой сборник, включавший несколько (иногда до нескольких десятков) сочинений или их отрывков. В это время можно говорить о том, что появляется мода на переписывание книг. Отдельно нужно отметить такое явление, как собирательство автографов известных литераторов.
На выставке этот интереснейший период истории рукописной книги представлен списками популярных стихотворений и удивительными дворянскими альбомами.
Истинными жемчужинами выставки являются автографы Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова.
В пространстве такого яркого и неординарного культурного явления, как «Серебряный век», рукописная книга стала своего рода символом времени. Это книги-самоделки символистов и футуристов, выражавшие визуально-пластическое содержание их поэзии.
На выставке представлены уникальные экземпляры рукописной книги начала ХХ века – А.Е. Крученых, М.Ф. Ларионов «Помада», А.Е. Крученых, О.В. Розанова «Война», плакаты «Окна РОСТА», М.И. Цветаева «Беловая тетрадь», А.М. Ремизов «Прощальный вечер Андрея Белого…» и другие.
Можно говорить о том, что возникает рукописная книга новой традиции, это очень смелое и в тоже время цельное направление, ставящее художественные ценности своей эпохи выше книжных канонических норм.
В советский период производство и распространение книг рассматривалось как дело партийное и государственное. Господство марксистско-ленинской идеологии приводило к принципиальному размежеванию двух культур: официальной и неофициальной. В СССР рукописная книга – это подпольная книга. Книга, переписывание (перепечатывание) и хранение которой преследовалось законом. В это время рукописная книга получает название – «самиздат». Это культурное явление на выставке представлено автографами Б.Л. Пастернака, В.Т. Шаламова, В.С. Гроссмана.
Рукописная книга для российской культуры – поистине уникальное явление. Она прошла удивительный путь от произведения каллиграфического искусства с изысканными миниатюрами и в дорогостоящем переплете, через традиции дворянских альбомов, самосоставленных книг-тетрадей для души, к авангардным книгам-манифестам и советскому подпольному самиздату. Расцвет книжной печатной культуры XIX-XX веков лишь оттенил своеобразный характер русской рукописной книги. А набирающая силу с конца XX – начала XXI века массовая компьютеризация повысила интерес к рукописной книге, выводя ее на просторы всемирной паутины