Пресс-конференция состоится 20 апреля в 16.00 Выставка открыта с 22 апреля по 19 июля 2015 года
Крымский Вал, 10, залы 80-82
Коллекции-участники: Государственная Третьяковская галерея, Национальная галерея Армении, Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Музей Государственного академического Большого театра, Государственный литературный музей, частные собрания
Экспонируемые работы: более 130 произведений: живописные и графические работы, эскизы театральных костюмов и декораций
Третьяковская галерея представляет публике одного из самых ярких и оригинальных художников начала XX века, "артиста и интеллигента", "последнего из могикан богемной жизни" - Георгия Богдановича Якулова (1884-1928). Впервые с 1975 года наследие реформатора театральной сцены и автора художественной теории "разноцветных солнц" будет представлено так полно.
В своем искусстве Якулов стремился решить амбициозную задачу - соединить художественные традиции Востока и Запада. Армянин по национальности, он родился и вырос в Тифлисе, как живописец сформировался в Москве, был тесно связан с артистическими кругами Парижа, а последние годы провел в основном в Ереване. Большое значение Якулов придавал вопросам колорита. В теории "разноцветных солнц", над которой художник начал работать в середине 1900-х годов, он стремился объяснить связь, существующую между природой и культурой: согласно его наблюдениям доминирующий цвет в живописи разных стран и регионов находится в прямой зависимости от характера солнечного освещения в них. В 1913 году он выступил с докладом на эту тему в легендарном петербургском кафе "Бродячая собака", а следом опубликовал первый текст из задуманного им цикла теоретических статей о "разноцветных солнцах". В 1914 с поэтом Б. Лившицем и композитором А. Лурье Якулов создал манифест "Мы и Запад. (Плакат № 1)", где авторы утверждали "космичность" восточного искусства.
Незаурядный талант, разнообразие сфер деятельности, эрудиция вместе с личным обаянием снискали Якулову не только известность, но и дружбу со многими известными людьми этой эпохи. Его квартиру-мастерскую на Большой Садовой улице посещали А. Белый, В. Качалов, А. Коонен, А. Луначарский, В. Маяковский, А. Мариенгоф, Вс. Мейерхольд, А. Таиров. Здесь познакомились Сергей Есенин и Айседора Дункан. В кругу московской богемы Якулов получил прозвище "Жорж Великолепный".
Местами встреч знаменитых деятелей культуры послереволюционной эпохи стали два уникальных кафе, оформленные Якуловом. В 1917 году он создал интерьер "конструктивного мюзик-холла", "мирового вокзала искусства" - артистического кафе "Питтореск" на Кузнецком Мосту, к числу наиболее известных завсегдатаев которого принадлежали В. Брюсов, А. Луначарский, В. Маяковский. В 1919-м, вступив в "Орден имажинистов", художник взялся за оформление кафе имажинистов "Стойло Пегаса" на Тверской. Его регулярно посещали С. Есенин, В. Шершеневич и А. Мариенгоф.
С ведущими деятелями театра Якулова объединяли творческие задачи: 1920-х годы он стал известен как художник-новатор в области сценографии, одним из первых обратившийся к конструктивизму в театре. Постановки Камерного театра, осуществленные А. Таировым в содружестве с Г. Якуловым - "Принцесса Брамбилла" (1920), "Жирофле-Жирофля" (1922) и другие - стали самыми яркими зрелищами послереволюционной Москвы. За макет декорации "Жирофле-Жирофля" на Международной выставке современного декоративного искусства и художественной промышленности 1925 года в Париже Якулов был избран ее вице-президентом, получил высшую награду по разделу театра, а за модель памятника 26-ти бакинским комиссарам - по разделу архитектуры. Мировую известность приобрел балет С. Прокофьева и Г. Якулова "Стальной скок" (1927), поставленный в Париже в антрепризе С. Дягилева и в хореографии Л. Мясина и явившийся новым словом в этом виде искусства.
Якулов всегда был душой любой компании, а начав преподавательскую деятельность, пользовался не только уважением, но и глубокой любовью учеников. Свидетельством этому стали похороны художника. В последний путь его провожали в трех городах: поезд шел в Москву из Еревана с остановкой в Тифлисе. Церемония прощания в Москве была задумана и осуществлена как театрализованное действо. Важным событием стало основание в 1966 году в Париже Общества друзей Якулова, которое смогло собрать остававшиеся в Париже работы художника (Якулов вывез их на Запад, предполагая устроить свою персональную выставку). В 1972 году большая часть этого собрания была передана Национальной галерее Армении.
Шумная слава, которая сопровождала мастера при жизни, со временем сменилась забвением. Настоящая выставка позволит вернуть интерес к этой фигуре и показать особое место Якулова в ряду художников искусства авангарда. Выставка дает возможность показать впервые после реставрации несколько произведений из коллекции Третьяковской галереи: "Человек толпы", "Ломбардия", "Бой". Московский зритель увидит и ранее неизвестные работы из частных собраний ("Вечернее гуляние", "Женский портрет", обложка книги А. Мариенгофа "Кондитерская солнц"), живописные и скульптурные портреты Якулова работы его друзей.
Куратор И.А. Вакар