17 февраля 2015 года в Российской академии художеств по адресу: ул. Пречистенка, д. 21 открывается выставка произведений члена-корреспондента Российской академии художеств Татьяны Файдыш.
В экспозицию вошло свыше 70 живописных полотен, созданных по преимуществу в 2000-е годы.
Т.А.Файдыш родилась в 1955 году в Москве. В 1980 году окончила Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова, мастерскую станковой живописи проф. Т.Т.Салахова. С 1976 года – участник многих московских, всесоюзных, общероссийских и зарубежных выставок. В 1983 г. вступила в члены Московского Союза художников. Работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, музеях Саратова, Кемерово, Москвы, музея Zimmerli (Нью-Джерси, США), в частных коллекциях России, США, Италии, Бельгии, Финляндии, Норвегии, Германии, Индии, Франции.
Т.Файдыш свободно экспериментирует с формой, цветом, пространством, при этом неизменно сохраняя верность станковой картине. Ее яркая ассоциативная живопись поражает воображение сложными композиционными и цветовыми решениями. «Важен зрительный образ, который я увидела в природе», - говорит художница. В своих абстрактных композициях она отталкивается от реальных жизненных впечатлений. Нередко обращаясь к мифологическим сюжетам, она тем не менее передает свое, присущее только ей, живое ощущение истории и современности.
Источником вдохновения для нее стали художники русского и зарубежного авангарда начала-середины ХХ века. Но прямых цитат в ее холстах не найти – ее произведения имеют свое лицо и свой особый эмоциональный характер.
В 1900-е годы Файдыш стремится выйти за пределы традиционной картинной плоскости. Появляются первые объекты: фанерные плоскости свободной формы, покрытые выпуклыми слоями красочного теста, работы, выполненные из поролона. Коллажность не уводит ее от живописного претворения, и вещный объект успешно интегрируется в стихию живописи. Колорит этих работ сразу привлекает к себе внимание: она работает с большими цветовыми плоскостями, что требует от художницы большой композиционной культуры и пластического чутья. Смелость художницы проявляется и в работе с линиями, и в геометризации форм. Файдыш любит сопоставлять полуабстрактные фигуры и натурные элементы – подчеркнуто несерьезные бытовые детали.
В произведениях Т.Файдыш нет литературного сюжета. Это геометрически-знаковый, плоскостный, декоративный ирреальный мир, который обращается не к разуму, но к потаенным чувствам, к подсознанию, вызывая в воображении самые разные ассоциации.
Композиционные построения Т.Файдыш всегда неожиданны. «Персонажи» ее картин вступают в сложные взаимодействия, могут нарушить границы, вырываясь за их пределы. А иногда художник, словно вскрывая плоскость, разрезает холст, выходя в третье измерение.
Есть особый монументальный строй и своя музыкальная интонация в картинах Татьяны Файдыш.
«Я стремлюсь к единению многозначных понятий: «сложное – в простом, простое – в сложном». Я не занимаюсь чистым сюжетом, но я ищу поводы для столкновения формы, пространства и цвета. Я стараюсь добиться того, чтобы контрасты композиционного построения никогда не смягчались, а находились в динамическом единении и взаимодействии» - Татьяна Файдыш.
Управление информации Российской академии художеств