В 2014 году мировая культурная общественность отметила 140-летие со дня рождения всемирно известного художника, философа, ученого, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха (1874-1947).
В 2015 году исполняется 80 лет со дня подписания первого в истории планеты международного договора в защиту культурных ценностей. 15 апреля 1935 года в Вашингтоне, в кабинете президента Рузвельта, представителями 21 страны американского континента был принят Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников – Пакт Рериха.
2 февраля 2015 года в Мэрии города Ярославля открылась экспозиция «От Ярославля до Гималаев», посвященная 140-летнему юбилею Н.К.Рериха и 80-летию разработанного им Пакта по защите Культуры. Выставка является совместным проектом Мэрии Ярославля и Ярославского Рериховского общества «Орион» и включает репродукции картин Н.К.Рериха, а также информационные материалы о жизни и деятельности художника. Экспонаты выставки подготовлены под руководством художника Музея истории города Ярославля Н.Н.Мякоты.
Имя Николая Константиновича Рериха стало символом культуры и созидания. По его инициативе во многих странах мира были организованы многочисленные культурные центры. Во исполнение его заветов в России созданы и плодотворно работают Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха (г. Москва), многочисленные культурно-просветительские организации.
Мастер подарил миру более 7000 картин. Тематическая направленность его произведений очень широка. На его полотнах нашли отражение былины и сказания Руси, предания и легенды Востока, исторические события и герои различных стран мира.
Главные эволюционные действия семьи Рерихов включают Учение Живой Этики, созданное Рерихами в сотрудничестве с Учителями Востока (Махатмами), знаменитую Центрально-Азиатскую экспедицию (1924-1928 г.г.), деятельность Института Гималайских исследований «Урусвати», созданного Рерихами в индийской долине Кулу и первый в истории планеты международный договор по защите культурных ценностей – Пакт Рериха.
Истоки Пакта Рериха относятся к путешествию Н.К. Рериха вместе с женой Еленой Ивановной по Руси в 1903-1904 годах. Они посетили целый ряд городов, теснейшим образом связанных с русской историей: Ярославль, Ростов Великий, Кострому, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польской, Псков, Изборск, Смоленск…
Ярославль стал первым городом на маршруте их путешествия. Восхищение художника шедеврами древнерусского искусства сочеталось с чувством тревоги за их судьбу. Две свои статьи «Тихие погромы» (1911 г.) и «Церковь Ильи Пророка в Ярославле» (1912 г.) Николай Константинович впоследствии посвятил Ярославским храмам. Некоторые из них, изображенные на полотнах Мастера, к настоящему времени не сохранились, и мы можем любоваться ими только на его картинах. Так, например, на месте разрушенного храма Святого Власия в Ярославле в советские времена была построена гостиница «Ярославль».
Во время путешествия Н.К. Рерихом была написана целая художественно-архитектурная серия – более 90 этюдов, запечатлевших облик памятников древнерусского зодчества. Искусствовед Сергей Эрнст именовал эту серию картин «Пантеоном былой русской славы». Восхищенный увиденным, Рерих обратился к обществу с призывом «узнать и полюбить Русь».
Путешествие 1903-1904 гг. послужило началом широкой общественной деятельности Рерихов в защиту культуры. Николай Константинович писал: «Несказанная красота Ростова Великого, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Владимира, Спаса на Нерли, Суздаля, всего Подмосковья с несчётными главами и башнями! Седой Изборск, Седно, Печёры и опять несчётные белые храмы, погосты, именья со старинными часовнями и церквями, домовыми и богатыми книгохранилищами. Какое сокровище! <...> Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных».
Понадобилось несколько десятилетий активной общественной деятельности в международном масштабе, чтобы мысли художника воплотились в жизнь. Гуманистические устремления Н.К. Рериха нашли горячую поддержку мировой общественности.
Наряду с Договором об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников Николай Константинович Рерих предложил Знамя Мира или Красный Крест Культуры – охранительный флаг, который предполагалось размещать над культурными учреждениями. Идею Пакта и Знамени Мира поддержали: Ромен Роллан, Бернард Шоу, Альберт Эйнштейн, Рабиндранат Тагор, Морис Метерлинк и многие другие деятели науки и культуры.
Знамя Мира побывало в Космосе, на полюсах и на высочайших горных вершинах Земли. В 1996 году академик Д.С. Лихачёв обратился к депутатам Государственной Думы с предложением воплотить мысли Н.К. Рериха и поднять Знамя Мира над объектами культуры.
В декабре 2009 года в Музее истории города Ярославля проходил масштабный российско-индийский форум. По предложению международного коллектива учёных Знамя Мира было поднято над музеем как «символ непреходящей российско-индийской дружбы и утверждения ведущей и объединяющей роли культуры в развитии диалога цивилизаций Востока и Запада».
В наши дни, когда не прекращаются войны и разрушения, гуманистические и миротворческие идеи Н.К.Рериха с каждым годом становятся все более актуальными. В 2012-2015 годах Международный Центр Рерихов и Комитет по сохранению наследия Рерихов проводят масштабный международный культурно-просветительский проект «Пакт Рериха. История и современность». Выставочные и культурно-просветительские мероприятия, посвящённые Пакту и Знамени Мира, прошли и продолжаются во многих странах мира (Нидерланды, Франция, Аргентина, Швейцария, Уругвай, Германия, Чили, Казахстан, Кыргызстан) и в России. Осенью 2015 года планируется принять этот выставочный проект в Музее истории города Ярославля.
Роль семьи Рерихов в развитии и укреплении российско-индийских культурных связей, их вклад в мировую культуру неоднократно подчеркивались на уровне высшего руководства России и Индии. В Москве Н.К. и Е.И.Рерихам установлен памятник. В 2009 году памятник Н.К.Рериху установлен также на Алтае. В честь семьи Рерихов названа малая планета. Им посвящены пики и перевалы на Алтае и Тянь-Шане.
Полный глубокого смысла призыв Н.К.Рериха в очерке «Слово напутственное» (1916): «Из чудесных древних камней сложите ступени грядущего», – дает нам сегодня целую программу культурного строительства.