24 января 2015 года в Аполлоновом зале Государственного Эрмитажа в рамках серии, посвящённой реставрационным проектам, открылась выставка «Антуан Пэн. Портрет Петра Великого из собрания музея-заповедника «Павловск». К завершению реставрации».
При Павле I портрет был помещен в Малый кабинет дворца, где и висел около 140 лет до начала Великой Отечественной войны. Картину не успели эвакуировать, и она была обнаружена только при освобождении Павловска в 1944 году с серьезными повреждениями: холст был вырезан из рамы, разрезан в нескольких местах, красочный слой осыпался. В 1960-е годы портрет Петра I вернулся на свое историческое место после восстановления экспозиционного вида реставраторами Павловского дворца-музея С.И Коганом и М.З. Прокопчуком, выполненного в сжатые сроки. Спустя полвека состояние живописного полотна было признано аварийным, и в конце 2011 года портрет был отправлен в Лабораторию научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа (художники-реставраторы В.Ю. Бровкин, В.А. Коробов, А.С. Никольский).
Реставрационные работы состояли из трёх этапов: консервация, раскрытие авторской живописи от старых многослойных записей разного времени и художественная реставрация, подразумевающая восполнение утрат.
Во время первого этапа реставрации, связанного с консервацией живописи выяснилось, что последствия срезки и скручивания в рулон – не единственные следы вандализма, нанесённые портрету войной. На обратной стороне холста, в правой нижней части, была обнаружена выполненная в зеркальном отражении надпись на немецком языке «Heil Wache» (в переводе «Да здравствует часовой»). Оплавленные края букв свидетельствуют о возможном выжигании надписи накаленным шилом или гвоздем с лицевой стороны картины.
В 2012 году после завершения консервационных работ были проведены комплексные физико-химические исследования (сотрудник отдела научно-технической экспертизы Государственного Эрмитажа С.В. Хаврин и художник-реставратор Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа, кандидат химических наук К.Б. Калинина), которые не только позволили лучше изучить технические и художественные особенности портрета Петра Великого, но и подтвердить авторство Антуана Пэна. Было обнаружено, что картина общей высотой 255 см состоит из внутренней вставки – погрудного изображения государя 78?63 см и фоновой части. Рентгенограмма основных участков картины (лицо, обе руки, и по стыку вставленного холста) подтвердила версию исследователей о самостоятельности портрета-вставки. Съемка в инфракрасных лучах предоставила полную информацию об этапах создания произведения. На этих фотографиях хорошо видны творческие поиски художника, что свидетельствует о принадлежности идеи всей композиции большого портрета самому Пэну. Проведённый комплексный химический анализ живописной техники, связующего и пигментов показал, что портретная вставка и окружающий фон написаны с незначительным временным интервалом в одной и той же творческой мастерской. Факт обнаружения при анализе красочных пигментов берлинской лазури представляет большой научный интерес, так как подтверждает теорию об использовании этого пигмента задолго до 1724 года, когда рецепт его изготовления стал общедоступным.
В конце 2013 года после проведения консервационных мерприятий и регенерации (восстановления прозрачности) лака, реставраторы приступили ко второму этапу работ. Живопись была раскрыта от пожелтевшего деструктированного лака с полным сохранением авторского слоя, и многочисленных заходящих широко на авторскую живопись реставрационных прописок, которые изменяли первоначальный колорит. В ходе этой работы выяснилось, что нет ни одного участка подлинной живописи, оставленного без существенных поздних вмешательств. Неудивительно, что специалисты ставили под сомнение принадлежность данного портрета к творчеству Пэна.
Этапы комплексной реставрации и физико-химические исследования проведённые в научной лаборатории Государственного Эрмитажа, позволяют говорить о том, что сегодня Павловский дворец-музей обладает совершенно уникальным прижизненным портретом Петра I, выполненным известным европейским мастером первой половины XVIII века Антуаном Пэном.
К выставке подготовлен буклет.
Кураторы выставки: со стороны Государственного Эрмитажа – Виктор Анатольевич Коробов, заведующий лабораторией научной реставрации станковой живописи, со стороны Государственного музея-заповедника «Павловск» - Анна Борисовна Никифорова, старший научный сотрудник, хранитель фонда живописи.