Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербургский государственный университет,
Институт философии, кафедра музейного дела и охраны памятников
При поддержке Генерального консульства Соединенных Штатов Америки в Санкт-Петербурге
Генерального консульства Великобритании в Санкт-Петербурге
Генерального консульства Федеративной Республики Германия в Санкт-Петербурге
Французского института в Санкт-Петербурге
Международная конференция
МУЗЕЙ И МУЗЕЙЩИКИ. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
14–15 ноября 2014
ПРОГРАММА
ПЯТНИЦА, 14 НОЯБРЯ 2014
Большой зал Лектория
Главный штаб, вход с Дворцовой пл., 1-й этаж
9.30
Регистрация
10.30
Открытие конференции
Приветственное слово генерального директора Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровского
11.00–14.00
Пленарное заседание
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МУЗЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВЗГЛЯД СНАРУЖИ И ИЗНУТРИ
Выступления по 15 мин.
Модераторы: Л. М. Ершова, С. В. Кудрявцева (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия)
Кэccи Саузерн (Университет Джорджа Вашингтона; ИКОМ-США; Вашингтон, округ Колумбия, США)
Профессиональное музейное образование в Америке: значение теории и практики
Фредерик Лезер (Школа Лувра, Париж, Франция)
Сегодняшние изменения в музеях Франции, развитие практик работы с публикой: направления обучения молодых специалистов, чего от них ожидают музеи?
Джозеф Ло (Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США)
На службе у Музея Метрополитен: структура музея, сотрудники и посетители
Нора Ландкаммер (Университет искусств, Цюрих, Швейцария)
Кураторство и музейное образование как интегративная практика
Кристина Лоддер (Школа искусств, Университет Кента, Великобритания)
Профессиональное искусствоведческое образование в Великобритании
Элина Кахла (Институт Финляндии, Санкт-Петербург, Россия)
Финский опыт в музейном воспитании и подготовке специалистов
Микаэль Диерс (Академия художеств, Гамбург; Университет Гумбольдта, Берлин; Германия)
Музей как экспериментальная площадка для молодых художников
Жанетта Бентон (Университет Пэйс, Нью-Йорк, США)
Виртуальный выставочный проект как опыт совместного обучения студентов – будущих российских и американских кураторов
13.00–14.00
Обсуждение
Модератор: Кристина Лоддер (Школа искусств, Университет Кента,
Великобритания)
14.00–15.00
Перерыв
15.00–17.00
Дискуссия I
КРУГЛЫЙ СТОЛ: «МАНИФЕСТА 10» – ЭРМИТАЖ. УРОКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Модератор: М. Д. Колдобская (Санкт-Петербург, Россия)
Ключевой доклад – 15 мин.
Сепаке Ангиама («Манифеста 10»)
Арт-медиаторы и экскурсоводы: в чем различия?
Выступления по 10 мин.
С. В. Кудрявцева (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия)
Сотрудничество Молодежного центра Эрмитажа и «Манифесты 10»
А.Г. Бойко (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия)
Медиаторы? Экскурсоводы? Педагоги?
Я. И. Кличук («Манифеста 10»). Подготовка арт-медиаторов на Манифесте 10
Давид Смелдерс («Манифеста 10»)
Арт-медиация за пределами музея
К участию в обсуждении приглашены: команда «Манифесты», медиаторы и волонтеры «Манифесты 10», сотрудники Молодежного центра Эрмитажа, студенты кафедры музейного дела и охраны памятников СПбГУ
17.00–17.30
Перерыв
17.30–20.00
Экскурсия
ГЛАВНЫЙ ШТАБ: НОВЫЕ ПРОСТРАНСТВА ЭРМИТАЖА
СУББОТА, 15 НОЯБРЯ 2014
Зал Совета
Эрмитаж, вход с Дворцовой наб, 34
10.00–12.00
Дискуссия II
МОЖЕТ ЛИ УНИВЕРСИТЕТ ПОДГОТОВИТЬ СТУДЕНТА К РАБОТЕ В МУЗЕЕ?
Модератор: И. А. Доронченков (Государственный академический
институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина;
Европейский университет; Санкт-Петербург, Россия)
Ключевой доклад – 15 мин.
А. В. Рыков (Санкт-Петербургский государственный университет, Россия)
Темная сторона музея. К вопросу о восприятии культурной институции в современной западной теории
Выступления по 10 мин.
Ю. И. Арутюнян (Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусства, Россия)
Искусствознание в контексте музейной практики: междисциплинарный подход
Л. И. Давыдова (Государственный Эрмитаж; Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина; Санкт-Петербург, Россия)
«Читая его, ничему не научаешься, но чем-то становишься» (Гёте о Винкельмане): размышления о профессиональной подготовке искусствоведов
Д. А. Пыркина (Государственный центр современного искусства, Москва, Россия)
Проблема подготовки кадров музеев и центров современного искусства
М. В. Бирюкова (Санкт-Петербургский государственный университет, Россия)
«Школа для посетителей» Базона Брока (documenta 4 – documenta 9): опыт интерпретации современного искусства в контексте бывшего классического музея Фридерицианум
М. Г. Кочиева (Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусства, Россия)
Музейный сотрудник – преподаватель вуза: потенциал двух институций для профессионального образования студентов
М. Л. Магидович (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург)
Новые формы музейного потребления в условиях современных музейных служб
И. А. Гринько (Институт Наследия, Москва, Россия)
Музейные стандарты в системе подготовки музейных сотрудников
Л. А. Климов (Фонд имени Альфреда Тёпфера, Гамбург, Германия) онлайн
Кризис профессионального музейного образования в Германии и пути его преодоления
Обсуждение
12.00–12.30
Перерыв
12.30–14.30
Дискуссия III
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЕЙНОГО СОТРУДНИКА.
ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ
(онлайн-обучение, филиалы центров по подготовке сотрудников в регионах, музейное «наставничество» и т. д.)
Модератор: Н. В. Толстая (АДИТ, Московский центр музейного развития, Россия)
Ключевой доклад – 15 мин
А. Г. Бойко (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия)
Музейная интерпретация художественного образа в современной профессиональной подготовке и деятельности
Выступления по 10 мин
М. В. Козловская (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия)
Проблемы обучения музейных экскурсоводов в контексте сегодняшнего дня
Татьяна Симон Ада-Иду, А. В. Ломтева (Сахалинский областной художественный музей, Южно-Сахалинск, Россия) онлайн
Переезд и адаптация молодого музейного сотрудника в региональном музее
Г. М. Патрушева (Омский государственный университет, Россия)
Подготовка музеологов в ОМГУ им. Ф. М. Достоевского: опыт и проблемы
Е. А. Лысенко (Музей политической истории, Санкт-Петербург, Россия)
Особенности подготовки молодых сотрудников научно-просветительного направления историко-политического музея: работа в режиме творческой лаборатории
А. В. Михайлова (Школа музейных исследований, Лестер, Великобритания; Государственный Исторический музей, Москва, Россия) онлайн
Образовательная программа «Цифровое наследие» в университете Лестера: особенности обучения музейному делу в Великобритании
К участию в обсуждении приглашены:
М. В. Балан (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия)
И. В. Антипов (Санкт-Петербургский государственный университет, Россия)
Ю. С. Анохина, Е. В. Иванова (Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург, Россия)
Н. Д. Марисова (Астраханский государственный университет, Россия)
А. Г. Савельева (Государственный мемориальный музей А. В. Суворова, Санкт-Петербург, Россия)
14.30–15.30
Обед
15.30–18.00
Дискуссия IV
МУЗЕЙ КАК ШКОЛА ПОСТУНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Модератор: А. Г. Бойко (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия)
Ключевой доклад – 15 мин.
Б. А. Столяров (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия)
Музей и вуз: педагогическое взаимодействие или суверенитет?
Выступления по 10 мин.
Сара Вильсон (Институт искусства Курто, Лондонский университет, Великобритания)
Значение виртуальных экскурсий при подготовке будущих кураторов
Л. Е. Торшина (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия)
Музейное образование как музееведческая специальность. Идея «Школы Эрмитажа»
С. В. Аксёнова, Т. С. Гетман (Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия)
Помощь музею как опыт личностного и профессионального роста. Сообщество волонтеров Третьяковской галереи
М. С. Бахтеева (Музей истории религии, Санкт-Петербург, Россия)
В поисках молодых и умных: два пути становления музейного специалиста
Д. Ф. Камышникова (ММОМА (Московский музей современного искусства, Россия)
Подготовка кураторских проектов как способ освоения приемов музейной работы
О. Н. Маляр (Музейно-выставочное объединение «Манеж», Москва, Россия)
Разработка детских и семейных программ в рамках временных выставок в музеях как одна из сторон музейного образования
Т. М. Трошина (Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия)
Корпоративные музеи и галереи как базы учебных практик
Д. В. Муратова (Казанский Кремль, Россия)
Современный музей и музееведческое образование: взгляд изнутри
Л. С. Гуменюк (Верфь исторического судостроения «Полтава», Санкт-
Петербург, Россия)
Опыт организации работы в новом музее: чем ценны молодые кадры?
Н. В. Толстая (АДИТ, Московский центр музейного развития, Россия)
Профессиональные конференции, профессиональное сотрудничество, профессиональное братство
Финальная дискуссия
ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПОКАЗ ВИДЕОФИЛЬМА «СОТРУДНИКИ ЭРМИТАЖА. ДИАЛОГИ»
Молодежный центр Государственного Эрмитажа
Авторы сценария: С. В. Кудрявцева, А. В. Баранов
Видеосъемка: Т. Михаревич