НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Первая мировая война в графике русских и немецких художников в собрании Эрмитажа

29 июля 2014Санкт-Петербург
Плакат. Владимир Варжанский. 1916
Январь 1917. Злата-Гора. Бой у проволочного заграждения. Отто Энгельхард-Кифхойзер. 1917
Трупы французских солдат. 28 февраля 1916. Эрнст Фолбер. 1916
Декабрь 1916. Похороны на передовой. Отто Энгельхард-Кифхойзер. 1916
Лубок. Неизвестный художник. 1914
29 июля 2014

Фельдмаршальский зал

29 июля 2014 года в Фельдмаршальском зале Зимнего дворца открылась выставка-событие «Первая мировая война в графике русских и немецких художников в собрании Эрмитажа», на которой представлено около двадцати графических работ: плакаты, рисунки и лубочные картинки. Выставка приурочена к столетию Первой мировой войны.

В августе-октябре 1914 года Московское издательство «Сегодняшний лубок» печатало хромолитографии на военные темы. Это традиционное искусство гравюры адресовано широким народным массам. В максимально доступной и простой форме оно рассказывало о волновавших людей событиях. В Москве художники-футуристы К. Малевич, Д. Бурлюк, А. Лентулов, В. Чекрыгин стремились возродить это искусство. В грубоватой манере и простонародным языком они высмеивали врага, предвидя скорую и неизбежную победу. Для лубка важным и необходимым элементом является текст, сопровождающий изображение. Все стихотворные тексты для гравюр и открыток были написаны Маяковским. Известно, что и сам он выполнил изображения как минимум для шести листов, два из которых представлены на выставке.

Для лубков футуристов характерен яркий образный строй, сочетающий мотивы современных событий с грубоватым графическим языком, стилизованным, как и стихи, под простонародное искусство. Эта форма была общей для всей серии, что ставит современных исследователей русского авангарда в тупик, поскольку многие работы не имеют подтвержденного авторства.

В эти же дни попытка создать нечто похожее предпринимается футуристами и в Петрограде, где анонимным издательством «В. Ф. Т.» печатаются четыре цветных литографии. Большая часть лубков демонстрировалась на выставке «Война и печать», открывшейся в Петрограде 20 ноября 1914 года. Большого хождения эти эстампы не получили, и потомки оценили работы футуристов значительно выше, чем современники.

К столь же большой массе людей призваны были обратиться плакаты, посвященные военному займу 1916 года. Источники внешних займов на второй год войны оскудели, и было решено обратиться к народу. В доступной и яркой форме плакаты и открытки апеллировали к патриотическим чувствам (Святой Георгий, памятник Минину и Пожарскому), напоминали о тяжелых условиях сражений на фронте (солдаты в снегу, у орудий), о нуждах фронта («снарядный голод»). Плакаты выполнены художниками в разной стилистике, но, пожалуй, общим можно назвать влияние графической школы «Мира искусства» на большую часть одобренных для печати композиций. В этом проекте участвовало несколько художников, В. Варжанский, Г. Янковский, В. Верещагин, которые сейчас забыты. В Эрмитаж рисунки, по которым печатались цветные плакаты займа, поступили после революции. Как и все экспонаты этой выставки, они демонстрируются впервые.

После Второй мировой войны в Эрмитаж из Германии поступила большая группа рисунков немецких фронтовых художников, выполненных в 1914-1918 годах. Прежде они находились в собрании Цейхгауза, Музея немецкой военной истории, в Берлине.

Одна их часть – это гуаши художника немецкого Генерального штаба Эрнста Фолбера. Некогда знаменитый в Германии, сейчас он основательно забыт на родине, а за рубежами Германии совершенно неизвестен. В 1914-1918 годах он – фронтовой художник на Западном фронте. Особенной популярностью пользовались панорамы его кисти (в том числе воздушные).

В Эрмитаже находятся 817 работ Фолбера. Это различные по сюжету произведения: зарисовки линии фронта, оккупированных земель, руины, сцены из повседневной жизни в окопах и фронтовом тылу, госпитали, аэродромы, сцены боев, раненые и погибшие, портреты солдат, офицеров, главного командования и т.д. Это вещи высокого профессионального уровня, отличающиеся скрупулезной документальной точностью. Гуаши сгруппированы по тематическим портфелям и нумерованы согласно хронологии.

На многих листах Фолбера на обороте есть штамп «Kriegsgeschichtlich richtig», «Военно исторически верно», и подпись некого генерал-лейтенанта. Эта фраза точно определяет достоинство искусства художника. Он не занимается пропагандой, он фиксирует события. И делает это достовернее и выразительней, чем позволяла фотография тех лет.

Эти же слова могут быть сказаны о 925 работах Отто Энгельхард-Кифхойзера, художника менее известного, чем Фолбер. Художник родился в Саксен-Ангальте в 1884 году. В 1901-1907 годы учился в Академиях художеств в Касселе, Берлине и Веймаре. В 1914 году, двадцатилетним, он был мобилизован и воевал в чине фельдфебеля егерского батальона на Западном и Восточном фронтах. Прямо в окопах он делал в блокнотах карандашные и перовые зарисовки боевых действий, линии фронта, различных моментов солдатской жизни, портреты сослуживцев, местных жителей, пленных и многого другого. Это зарисовки карандашом, акварели и гуаши. Как правило, они имеют точную дату (а иногда и время) и надпись, поясняющую события, имена, место действия. Их ценность – в абсолютной документальности. Они не корректировались в мастерской. Здесь каждое изображение достоверно.

Графика Фолбера и Энгельхард-Кифхойзера – это очень специфический материал. Пока еще его сложно включить в давно сложившийся канон европейского искусства. История ХХ века трагична, и в этих печальных хрониках у обоих мастеров есть свое место. Их достоинство в точности передачи событий их непосредственными участниками. Их искусство говорит о людях того времени не меньше множества трудов позднейших историков. В него есть смысл сегодня вглядеться более внимательно

Куратор выставки – Михаил Олегович Дединкин, заместитель заведующего отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

www.museum.ru/N54619
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 25.01.2025  x    ?  


Выставка «Полководцы Победы» и историческая реконструкция в Музее-панораме «Сталинградская битва»

Между Ветхим и Новым. Памятники XVII-XVIII веков из Музея им. Андрея Рублева и Исторического музея

В музее-заповеднике «Царское Село» сирень зацвела в январе

Выставка «Прогулки с Данте и разговоры с Боккаччо»

Презентация итогов реставрации картины Луки Джордано «Святой Себастьян» в Пушкинском музее

Выставка "Твоим героям, Ленинград!" в Памятном зале Монумента героическим защитникам Ленинграда

Владимиру Высоцкому посвящается

Выставка "Классический мир Юга России" в музее-заповеднике "Архангельское"

Показ коллекции дагеротипов шведского художника Карла Петера Мазера из собрания Исторического музея

Выставка музея-заповедника С.А. Есенина в казанском Музее А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина

Возвращение воина. Уникальная италийская фреска IV века до н.э.

Выставка «Вернисаж Музея Победы» в Комсомольске-на-Амуре

XI Всероссийская научно-фондовая конференция в Государственном музее Л.Н. Толстого

Выставка «Ялта 1945: фундамент нового мироустройства»

Конференция «Музей в культурном пространстве исторического города» в Угличе

Фотовыставка «Летний. Времена года» в Восточном павильоне Михайловского (Инженерного) замка

Презентация ботика Петра I «Святой Николай» в Музее Мирового океана

Выставка «Фотоклуб „Новатор“. ХХ век» в РОСФОТО

Свет незримого мира. Живопись Игоря Купряшина

"Час ученичества" в Омском музее Кондратия Белова

Трансазиатский художественно-просветительский проект «Ожерелье экватора»

Магический сад. Выставка живописи Марии Дрезниной и мозаичной скульптуры Душаны Бравура

Военно-историческая миниатюра Алексея Бажанова

Сергей Чернов. Играя в авангард

Рождение нового дня. Персональная выставка Ирины Степанченко: графика, береста, живопись

Персональная выставка Петра Безрукова "50 + 1"

Фотоавангард 1920-1930-х. Александр Родченко и его современники

Выставка «Освенцим. Правда» в Музее Победы

Выставка «Игра в куклы» в Староладожском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru