Новый выставочный проект “Дворец царя Алексея Михайловича в графике 19 века”
С 3 июня по 24 августа 2014 года в переходах Дворца царя Алексея Михайловича будет работать выставка “Дворец царя Алексея Михайловича в графике 19 века”.
В 1830-е годы неизвестный художник выполнил цикл гуашей с изображением четырех фасадов Коломенского дворца царя Алексея Михайловича – главной резиденции первых Романовых. Главным источником для реконструкции архитектурных особенностей дворца послужили гравюры из книги руководителя Экспедиции кремлевского строения Петра Степановича Валуева (1843–1814) «Исторические сведения, из летописей отечественных и преданий изустных извелеченные, о селе Коломенском с присоединением видов и чертежа внутреннему расположению старинного царского дворца с теремами до 1767 года там находящегося, и двум дворцовым церквам, за несколько веков сооруженным и доныне существующим» (М., 1809). Некоторые экземпляры книги П.С. Валуева имели гравюры, раскрашенные акварелью.
Неизвестный художник 1830-х годов предложил собственную интерпретацию цветовой гаммы дворца и изобразил ряд теремов, раскрашенных «под кирпич». Возможно, спустя более полувека после разборки дворца он думал, что они были кирпичными.
Неизвестный художник населил окрестности дворца пешими и конными персонажами: боярами, дворянами, стрельцами и крестьянами. Около западного фасада изображен крестный ход, двигающийся от Спасских ворот в окружении стрелецких полков, одетых в кафтаны полковых цветов. За хоругвями идет духовенство, царь в окружении рынд, бояре и прочие участники крестного хода. Около восточного фасада крестьянки водят хоровод. По реке Москве плывет лодка. Справа — улица села Коломенского, заканчивающаяся условно изображенной церковью Казанской иконы Богородицы, которая в XVII веке была соединена с дворцом переходами. Около южного фасада крестьяне убирают сено, а на переднем плане пастух играет в рожок. Примечательно, что художник воспроизводит только крестьянский женский костюм, поэтому крестьянки оказались даже на лестницах и галереях дворца. Не знал автор гуаши и о том, что главным фасадом Коломенского дворца был восточный фасад, поэтому крестный ход он поместил на заднем дворе Государева двора. Эти неточности указывают на то, что через пятьдесят лет после разборки дворца знания о его архитектуре и повседневной жизни в XVII веке были достаточно смутными. При этом общество проявляло заметный интерес к Коломенскому дворцу, о чем свидетельствуют четыре копии этого цикла, сохранившиеся в других музеях Москвы.