Железнодорожный вокзал в Кисловодске - визитная карточка города. Многочисленные отдыхающие начинают знакомство со знаменитым курортом с этой отправной точки. Здесь удачно соседствуют старинные и современные постройки. Для того чтобы увеличился поток пассажиров, акционерное общество Владикавказской железной дороги активно занималось благоустройством курортов: соединили курорты шоссе, проложили телеграф, построили Курзал в Кисловодске, заложили английский парк в Ессентуках. К началу ХХ века на строительство кисловодской ветки вместе с вокзалами, станционными сооружениями, мостами было потрачено около 3-х миллионов рублей, а на благоустройство 1 миллион.
В 2014 году исполнилось 120 лет со дня открытия железнодорожной ветки Кисловодск – Минеральные Воды. К этому событию в стенах старинной Кисловодской крепости торжественно открыли новую выставку «Железная дорога на курорт» и провели тематический вечер «Вокзал для курсовых».
На мероприятия были приглашены общественность города-курорта, средства массовой информации, работники учреждений культуры КМВ, почетные железнодорожники.
Директор историко-краеведческого музея Лузин С.С. провел исследование по данному вопросу и представил собравшимся историю создания железнодорожной ветки со всей инфраструктурой. Сергей Степанович начал сообщение с основания инженером путей сообщения Рудольфом Васильевичем Штейнгелем Акционерного общества Ростово-Владикавказской железной дороги, рассказал об особенностях экипажного сообщения, находившегося под контролем контрагента А.М. Байкова. В своем эссе он проследил все этапы строительства, особенности сооружений, отметил персоналии.
Более подробно директор музея «Крепость» остановился на биографии Ивана Дмитриевича Иноземцева. Как талантливого инженера его рекомендовало Министерство путей сообщения акционерному обществу Владикавказской железной дороги на пост управляющего. 28 лет Иван Дмитриевич успешно руководил огромным транспортным хозяйством, обеспечивая бесперебойное движение грузовых и пассажирских поездов, проявляя заботу о служащих разветвленной сети Владикавказской железной дороги.
Провела экскурсию по новой выставке старший научный сотрудник музея Гочияева Рахима Колмуковна. Она сказала, что данный проект, посвященный 120-летию железнодорожной ветки Кисловодск – Минводы, осуществлен при поддержке Минераловодского краеведческого музея, передавшего на временное хранение уникальные предметы: расписание движения поездов Минераловодской ветки 1913 года, фотографию служащих ДЕПО 1905 года, специальный свисток и сундучок машиниста начала ХХ века и другие. Не менее интересные экспонаты представлены и из фондов кисловодского музея «Крепость»: фотографии курсовой публики начала ХХ века, железнодорожные фонари, форменная одежда, билеты на рейсы дальнего следования середины ХХ столетия, фотографии, воссоздающие историю строительства уникального объекта, и многие другие.
Тематический вечер «Вокзал для курсовых» был посвящен 145-летию выдающегося архитектора Евгения Ивановича Дескубеса, внесшего значительный вклад в строительство ряда великолепных зданий на территории региона, в том числе и на Минераловодской железнодорожной ветке. Художественно-историческую композицию о талантливом зодчем, его семье и потомках подготовила и представила главный хранитель музейных предметов Зайцева Елена Ивановна. Она прочитала отрывок биографии Е.И. Дескубеса из «Личного дела архитектора коммунального отдела местного хозяйства», хранящегося в Центральном государственном архиве республики Северная Осетия – Алания, рассказала о его французских корнях, также ведущая представила уникальные его творения в регионе и за его пределами. Интерес у присутствующих вызвал материал о потомках Евгения Ивановича и их вкладе в развитие нашей страны. Завершился вечер поэтическими строками Кисловодской поэтессы Галины Ворониной, посвященными Е.И. Дескубесу.
Мы приглашаем всех желающих познакомиться с новой выставкой «Железная дорога на курорт».
Старший научный сотрудник Кисловодского историко-краеведческого музея «Крепость» Васюкова Н.Н.