НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка икон Святого великомученика Георгия Победоносца в Коломенском

c 30 апреля по 10 ноября 2014Москва
Выставка икон Святого великомученика Георгия Победоносца в Коломенском
Выставка икон Святого великомученика Георгия Победоносца в Коломенском
Выставка икон Святого великомученика Георгия Победоносца в Коломенском
Выставка икон Святого великомученика Георгия Победоносца в Коломенском
С 30 апреля 2014 года в церкви Святого Георгия на Вознесенской площади в Коломенском открывается выставочный проект «От Егория весеннего до Егория осеннего».

На выставке будут представлены иконы св. Георгия, в том числе и литые XVI – XIX вв., книги: Пролог и Минея служебная, монеты екатерининского времени, а также фотографии церкви св. Георгия начала ХХ в.

Святой великомученик Георгий Победоносец – общехристианский святой, но в России он занял значительное и весьма своеобразное место в культуре, понимаемой в самом широком смысле. Претерпевший особо тяжелые страдания за Христа, Георгий причислен к лику великомучеников и как победитель в духовной брани именуется Победоносцем.

Почитание святых воинов – неотъемлемая часть культуры всех православных народов. Всему христианскому миру известны свв. Георгий и Дмитрий, Феодор Стратилат, Феодор Тирон, Иоанн Воин и многие другие. Большинство христианских мужских имен – это имена святых воинов. Обращаясь к ним с молитвой, люди не задумываются об их национальности, о том, где и как они жили.

К воинам относили прежде всего мучеников, претерпевших страдания за Христа, и праведников, одновременно известных своим служением в армии (римской, византийской, в отрядах варварских народов или великокняжеской дружине на Руси). Воинов особым образом выделяли в храмовых росписях и иконописи, им молились как защитникам, способным своим оружием и ратным искусством как никто другой спасти в годины разрушительных бедствий и в житейских несчастьях.

В Древней Руси особое почитание святых воинов возникло сразу после принятия христианства. Воинская тема в христианстве была прочувствована и востребована государством, постоянно находившимся под угрозой набегов кочевых племен. Русские князья в крещении брали имена святых воинов, особенно часто Георгия и Димитрия, вверяя себя и свое княжество их молитвам и заступничеству.

После крещения Руси переведенное с греческого языка житие святого с XIII века вошло в состав Прологов – житийных сборников, имевших календарный характер и содержавших наряду с жизнеописаниями многих святых апокрифические сказания. Прологи получили в народе широкую известность и входили в круг излюбленных книг для чтения. В числе первых на Русь, очевидно, попало житие св. Георгия.

О почитании святых воинов на Руси красноречиво говорит множество церквей и монастырей, возведенных в их честь. Только на территории Коломенского сейчас находятся две церкви св. Георгия: Церковь Святого Георгия на Вознесенской площади XIX века; деревянный храм Святого великомученика Георгия Победоносца из Архангельской области. 1685 г.

И в житиях, и иконографии чётко выступают два облика святого Георгия: смиренного великомученика, с одной стороны, и, с другой – грозного воина, Победоносца. Святой Георгий, войдя в историю как Победоносец, стал почитаться ангелом-покровителем государства, армии, народов российских, семьи, детей.

День памяти святого великомученика Победоносца Георгия был главным праздником Российской армии. Исключительно за воинскую храбрость рядовые и унтер-офицеры награждались Георгиевскими крестами 4-х степеней. Офицеры и генералы награждались золотым «Георгиевским» оружием с надписью «За храбрость».

При благоверном князе Димитрии Донском святой Георгий начинает восприниматься как первейший покровитель Москвы и всего великого княжества Московского. В немалой степени этому способствовало и постепенное совмещение с образом святого Георгия становящихся все более легендарными образов самих соименных ему князей, особенно «благоукрасителя» Киевской Руси святого Ярослава-Георгия, а также владимирского святого князя Георгия Храброго, героя битвы на Сити. Слияние их образов и привело к тому, что древний палестинский святой исподволь превратился чуть ли не в русского витязя Егория Храброго – в идеальный героический персонаж многочисленных «духовных стихов». Имя Георгий (Юрий, Егор) стало одним из наиболее популярных на Руси не только среди князей, но и среди простых людей.

Именно таким он, по-видимому, и воспринимался народным сознанием: и в образцах фольклорной поэзии, и в «зрительных» образцах художественного творчества – в стенных росписях храмов, на иконах, на повсеместно распространенных «нательных» образках, литых из металла.

Принявшая православие Русь получила в наследство уже детально разработанную иконографию святого. Его изображают юным, с шапкой кудрявых волос, обрамляющих безбородое лицо с суровым неустрашимым взглядом. Обычно облачен в военные доспехи, в руке – копье. Также различаются несколько вариантов иконографии: Георгий-воин на коне (без змея); Георгий-змееборец («Чудо вмч. Георгия о змии»).

Образ Георгия-змееборца был известен в Киевской Руси уже во 2-й половине XI – начала XII в. С конца XV – начала XVI в. иконография «Чудо о змии» усложнилась, обогатившись новыми деталями. Появилась фигурка парящего ангела, возлагающего венец на главу Георгия, иногда ангел представлен дважды: получающим венец из рук Христа и несущим его Георгию. К началу XVII в. изображение чуда обрастает подробностями: вместо башни, с которой на избавление царевны смотрит царь, появляется город с жителями, также наблюдающими за чудом.

Славные деяния святого Георгия живут в народной памяти, передаваясь в текстах церковных служб, житий, в преданиях и духовных стихах. Вообще почитание святого Георгия-Егория Русью отличалось удивительной разносторонностью. И если для князей он оставался преимущественно воином-покровителем, то для простых крестьян праздники в честь великомученика являлись своеобразными вехами в сельском труде.

Имя «Георгий» в переводе с древнегреческого означает «земледелец». Егорьев день, Егорий вешний – 23 апреля у крестьян совпадал с первым выгоном скота в поле. Два его праздника ознаменовали цикл сельских работ на Руси: «Юрьем починают, Юрьем и кончают». На «весеннего Георгия» в первый раз выгоняли в поле скот; во многих деревнях такой обычай не забывается и поныне: и сейчас нередко хозяева приглашают в этот день священника отслужить молебен с водосвятием, а затем окропить всю домашнюю живность перед ее выгоном на пастбище святою водой.

Осенний, ноябрьский праздник святого вошел в историю России как знаменитый «Юрьев день», празднуемый 26 ноября по старому стилю. В осенний Юрьев день, после окончания сельской страды заканчивались все работы, поэтому в этот день происходил расчет по денежной и натуральным повинностям крестьян. Им позволялось переходить от одного помещика к другому, пока этот древний обычай не был уничтожен, откуда и пошло известное горестное присловье: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»

Нынешний ход церковной жизни, и в какой-то мере, жизни государственной как будто показывает, что мученическое и одновременно героическое содержание возвышенного образа святого Георгия вновь становится нам все ближе и все дороже: всадник Георгий, поражающий змия, стал гербом Москвы и символом Русского государства; постепенно открываются ранее закрытые церкви в его честь, в Москве в память воинов-героев Великой Отечественной войны построен Георгиевский храм на Поклонной горе.

Выставка работает до 10 ноября 2014 года.

Аккредитация для СМИ по тел. 8 (499) 614-88-80, 8 (903) 203-15-52, e-mail:

www.museum.ru/N53559
Ваше мнение »»

»»Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Коломенское – Измайлово"
Адрес:город Москва, проспект Андропова, д. 39
Телефоны:(499) 782 89 17, 782 89 21 (спр.)
сайт:mgomz.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 08.12.2024  x    ?  


Выставка «Кирасиры Ея Величества» в Гатчинском дворце

Го Сяобинь. Ландшафты цвета

Выставка «Драгоценности! Блеск русского двора» в Государственном историческом музее

Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия

Выставка "Русская академическая живопись конца XVIII - первой половины XIX века" в Михайловском замке

Зима. Русский стиль. Взгляд из XXI века

Выставка "Временные конструкции" Ольги Васильевой

Народный костюм на театральной сцене - выставка из коллекции Бахрушинского музея в Туле

Выставка «Всё в жизни - музыка!», посвященная памяти Валерия Гаврилина

Николай Кузьмин. Образ и цвет

Юбилейная выставка Сергея Лотырева «Время вспомнить» в Русском музее фотографии

«Формы и образы. Стекло» - выставка об истории елочных игрушек в РОСИЗО

"Крохи мудрости" - выставка миниатюрных книг из фондов Российской национальной библиотеки

Выставка «Мягкая рухлядь» в Дарвиновском музее

В Русском музее фотографии появятся тактильные копии фотографий

Выставка "Botanical reference", адаптированная для незрячих и слабовидящих людей

Безмерно обожая изумруд

Археология юмора: Зощенко и Жванецкий

Выставка фотографа дикой природы Светланы Горбатых "Оленные люди"

"Вкусные истории Нового года" в Музее П.И. Чайковского в Москве

"Мальчики" и другие рождественские истории А.П. Чехова

Выставка «Святая семья в религиозном искусстве XI–XX веков» в Музее имени Андрея Рублева

Фестиваль «Рождество в Архангельском»

Выставка из фондов Русского музея фотографии "Зимние игры"

Песня о Мавриной. Графика Татьяны Мавриной из коллекции Владимира Цурко

Выставка «Право на ошибку. Мастерская Павла Никонова» в Музейно-выставочном комплексе РАХ

Город и промысел. Встреча в Казани. Традиционное искусство поволжских татар

Выставка «Пространства Андрея Васнецова» в Музейно-выставочном комплексе РАХ


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru