С 30 апреля 2014 года в церкви Святого Георгия на Вознесенской площади в Коломенском открывается выставочный проект «От Егория весеннего до Егория осеннего».
На выставке будут представлены иконы св. Георгия, в том числе и литые XVI – XIX вв., книги: Пролог и Минея служебная, монеты екатерининского времени, а также фотографии церкви св. Георгия начала ХХ в.
Святой великомученик Георгий Победоносец – общехристианский святой, но в России он занял значительное и весьма своеобразное место в культуре, понимаемой в самом широком смысле. Претерпевший особо тяжелые страдания за Христа, Георгий причислен к лику великомучеников и как победитель в духовной брани именуется Победоносцем.
Почитание святых воинов – неотъемлемая часть культуры всех православных народов. Всему христианскому миру известны свв. Георгий и Дмитрий, Феодор Стратилат, Феодор Тирон, Иоанн Воин и многие другие. Большинство христианских мужских имен – это имена святых воинов. Обращаясь к ним с молитвой, люди не задумываются об их национальности, о том, где и как они жили.
К воинам относили прежде всего мучеников, претерпевших страдания за Христа, и праведников, одновременно известных своим служением в армии (римской, византийской, в отрядах варварских народов или великокняжеской дружине на Руси). Воинов особым образом выделяли в храмовых росписях и иконописи, им молились как защитникам, способным своим оружием и ратным искусством как никто другой спасти в годины разрушительных бедствий и в житейских несчастьях.
В Древней Руси особое почитание святых воинов возникло сразу после принятия христианства. Воинская тема в христианстве была прочувствована и востребована государством, постоянно находившимся под угрозой набегов кочевых племен. Русские князья в крещении брали имена святых воинов, особенно часто Георгия и Димитрия, вверяя себя и свое княжество их молитвам и заступничеству.
После крещения Руси переведенное с греческого языка житие святого с XIII века вошло в состав Прологов – житийных сборников, имевших календарный характер и содержавших наряду с жизнеописаниями многих святых апокрифические сказания. Прологи получили в народе широкую известность и входили в круг излюбленных книг для чтения. В числе первых на Русь, очевидно, попало житие св. Георгия.
О почитании святых воинов на Руси красноречиво говорит множество церквей и монастырей, возведенных в их честь. Только на территории Коломенского сейчас находятся две церкви св. Георгия: Церковь Святого Георгия на Вознесенской площади XIX века; деревянный храм Святого великомученика Георгия Победоносца из Архангельской области. 1685 г.
И в житиях, и иконографии чётко выступают два облика святого Георгия: смиренного великомученика, с одной стороны, и, с другой – грозного воина, Победоносца. Святой Георгий, войдя в историю как Победоносец, стал почитаться ангелом-покровителем государства, армии, народов российских, семьи, детей.
День памяти святого великомученика Победоносца Георгия был главным праздником Российской армии. Исключительно за воинскую храбрость рядовые и унтер-офицеры награждались Георгиевскими крестами 4-х степеней. Офицеры и генералы награждались золотым «Георгиевским» оружием с надписью «За храбрость».
При благоверном князе Димитрии Донском святой Георгий начинает восприниматься как первейший покровитель Москвы и всего великого княжества Московского. В немалой степени этому способствовало и постепенное совмещение с образом святого Георгия становящихся все более легендарными образов самих соименных ему князей, особенно «благоукрасителя» Киевской Руси святого Ярослава-Георгия, а также владимирского святого князя Георгия Храброго, героя битвы на Сити. Слияние их образов и привело к тому, что древний палестинский святой исподволь превратился чуть ли не в русского витязя Егория Храброго – в идеальный героический персонаж многочисленных «духовных стихов». Имя Георгий (Юрий, Егор) стало одним из наиболее популярных на Руси не только среди князей, но и среди простых людей.
Именно таким он, по-видимому, и воспринимался народным сознанием: и в образцах фольклорной поэзии, и в «зрительных» образцах художественного творчества – в стенных росписях храмов, на иконах, на повсеместно распространенных «нательных» образках, литых из металла.
Принявшая православие Русь получила в наследство уже детально разработанную иконографию святого. Его изображают юным, с шапкой кудрявых волос, обрамляющих безбородое лицо с суровым неустрашимым взглядом. Обычно облачен в военные доспехи, в руке – копье. Также различаются несколько вариантов иконографии: Георгий-воин на коне (без змея); Георгий-змееборец («Чудо вмч. Георгия о змии»).
Образ Георгия-змееборца был известен в Киевской Руси уже во 2-й половине XI – начала XII в. С конца XV – начала XVI в. иконография «Чудо о змии» усложнилась, обогатившись новыми деталями. Появилась фигурка парящего ангела, возлагающего венец на главу Георгия, иногда ангел представлен дважды: получающим венец из рук Христа и несущим его Георгию. К началу XVII в. изображение чуда обрастает подробностями: вместо башни, с которой на избавление царевны смотрит царь, появляется город с жителями, также наблюдающими за чудом.
Славные деяния святого Георгия живут в народной памяти, передаваясь в текстах церковных служб, житий, в преданиях и духовных стихах. Вообще почитание святого Георгия-Егория Русью отличалось удивительной разносторонностью. И если для князей он оставался преимущественно воином-покровителем, то для простых крестьян праздники в честь великомученика являлись своеобразными вехами в сельском труде.
Имя «Георгий» в переводе с древнегреческого означает «земледелец». Егорьев день, Егорий вешний – 23 апреля у крестьян совпадал с первым выгоном скота в поле. Два его праздника ознаменовали цикл сельских работ на Руси: «Юрьем починают, Юрьем и кончают». На «весеннего Георгия» в первый раз выгоняли в поле скот; во многих деревнях такой обычай не забывается и поныне: и сейчас нередко хозяева приглашают в этот день священника отслужить молебен с водосвятием, а затем окропить всю домашнюю живность перед ее выгоном на пастбище святою водой.
Осенний, ноябрьский праздник святого вошел в историю России как знаменитый «Юрьев день», празднуемый 26 ноября по старому стилю. В осенний Юрьев день, после окончания сельской страды заканчивались все работы, поэтому в этот день происходил расчет по денежной и натуральным повинностям крестьян. Им позволялось переходить от одного помещика к другому, пока этот древний обычай не был уничтожен, откуда и пошло известное горестное присловье: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»
Нынешний ход церковной жизни, и в какой-то мере, жизни государственной как будто показывает, что мученическое и одновременно героическое содержание возвышенного образа святого Георгия вновь становится нам все ближе и все дороже: всадник Георгий, поражающий змия, стал гербом Москвы и символом Русского государства; постепенно открываются ранее закрытые церкви в его честь, в Москве в память воинов-героев Великой Отечественной войны построен Георгиевский храм на Поклонной горе.
Выставка работает до 10 ноября 2014 года.
Аккредитация для СМИ по тел. 8 (499) 614-88-80, 8 (903) 203-15-52, e-mail: