Известный скульптор, народный художник СССР, лауреат Государственной премии СССР, действительный член Российской академии художеств Николай Никогосян отмечает свое 95-летие. К юбилею приурочена ретроспективная выставка в залах Академии, охватывающая почти 70 лет творческого пути мастера.
Николай Багратович Никогосян (род. 1918) – патриарх отечественной пластики. Талант его многогранен: это скульптор, живописец, график. Созданные им портреты, композиции, памятники стали классикой искусства России и Армении ХХ века.
2 декабря художнику исполнилось 95 лет. Юбилей он встретил за мольбертом: мастер продолжает неустанно трудиться. Начиная каждый свой день с рисунка, в последние годы он создал множество графических автопортретов, лишь малую часть их включает выставка. Будут показаны также скульптура и живопись – избранные работы, зачастую не знакомые публике, созданные на разных этапах творческого пути, длящегося более 70-ти лет.
В день вернисажа состоится чествование маэстро в Академии художеств. С поздравлениями прибудут представители Союза художников России, МГПХА им. Строганова, музейного сообщества, а также армянской диаспоры. Мастера высоко чтут в родной Армении, где он установил немало памятников. Людям этой страны и ее драматической истории посвящено немало произведений Н.Никогосяна; в 2009 году он был награжден национальным орденом Св. Месропа Маштоца. Церемонию украсит литературно-музыкальная композиция, подготовленная специально для юбиляра.
Мощный гуманистический пафос пронизывает творчество художника на протяжении всей феноменально долгой профессиональной карьеры. В историю искусства он вошел прежде всего как замечательный мастер портрета, создавший множество выразительных образов современников. Всегда в центре его творчества – человек. Однако Никогосян – прирожденный монументалист, склонный к героизации персонажей. Используя различные материалы, прежде всего – «вечные», исконно присущие скульптуре гранит, туф и бронзу, мастер тяготеет к высокой степени обобщения, к выявлению типического, сохраняя яркую индивидуальность изображенных лиц, достоверность передачи их черт. Во всех своих произведениях Никогосян тщательно продумывает драматургию образа, проявляя искренний интерес к духовному миру человека, его психологической характеристике.
В легко узнаваемой творческой манере Николая Никогосяна соединились традиции русской школы реалистической скульптуры, которую он воспринял от своего наставника – выдающегося скульптора Александра Матвеева, и национальной пластики Армении, восходящей к искусству Древнего Востока. Созданные Никогосяном образы полны витальной энергии, будто заряжены глубинной силой Земли, которую хранит излюбленный материал мастера – камень. В живописи реализуется его интерес к стихии цвета, также воспринятой сквозь яркие краски природы Армении.
В 1930-1940-х годах Н.Б.Никогосян прошел великолепную школу сначала в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств (ныне РАХ) в Ленинграде, позже в Московском художественном институте им. В.И.Сурикова (мастерская А.Т.Матвеева). С 1985 года преподавал на факультете архитектурной пластики МХПУ (ныне МГХПА им. Строганова), с 1998 года профессор. В 1940 году художник начал участвовать в выставках, в 1942 году вступил в Союз художников СССР. В 1956 представлял страну на ХXVIII Международной биеннале современного искусства в Венеции.
За семь десятилетий Николай Никогосян создал обширную галерею портретов современников, от знаменитых ученых и людей искусства до простых тружеников. Среди этих произведений - широко известные скульптурные портреты М.Горького, Г.В.Свиридова, Д.Д.Шостаковича, образы Комитаса, Ширакаци, композиции «Майя Плисецкая», «Труженицы Араратской долины».
Присущий маэстро дар монументалиста проявился и в станковом искусстве, и в многочисленных памятниках его работы, и в произведениях мемориального жанра. Н.Никогосян исполнил ряд выдающихся произведений монументальной скульптуры: памятники Аветику Исаакяну в Ленинакане (ныне Гюмри), Егише Чаренцу в Ереване и ряде других, а также декоративные фигуры на фасаде высотного здания на площади Восстания (ныне Кудринской) в Москве и на фасаде Дворца науки и культуры в Варшаве. Скульптором созданы мемориальная доска В.Э.Мейерхольду в Москве, надгробие С.Я.Маршака на Новодевичьем кладбище, другие надгробия и памятные доски.
Никогосяна-скульптора всегда привлекала живопись. Уже давно он пишет картины и сегодня так увлечен живописью, что посвящает ей практически все свое время. Чистота цвета в работах мастера символизирует гармонию жизни.
Как скульптура, так и живопись Н.Никогосяна входят в «золотой фонд» советского и российского искусства, они хранятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Музея изобразительных искусств Карелии, других региональных музеев России, а также в Государственной картинной галерее Армении, в художественных музеях Белоруссии, Казахстана, Латвии, Литвы.
Выставка знакомит с целым рядом живописных работ Н.Никогосяна, никогда ранее не экспонировавшихся – как ранних, так и самых недавних. В целом полотна созданы на протяжении 60 лет, однако многие датируются периодом 2010-х годов, в том числе нынешним годом. Мастер включил в экспозицию и свои любимые картины разных лет. В состав выставки также войдут скульптурные произведения, выполненные в различные периоды и в разном материале: портретные бюсты и головы, эскизы памятников, камерные композиции. На особом месте для автора - портреты друзей и коллег: художников М.С.Сарьяна, М.П.Митурича, В.В.Почиталова, Д.А.Шмаринова, критика А.М.Каменского и многих других.
Выставка открыта для посетителей с 18 декабря 2013 по 8 января 2014.
Управление информации Российской академии художеств.