НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Творческое наследие Рерихов как основа нового космического миропонимания

c 1 по 2 декабря 2013Москва
Николай Константинович Рерих
Джордано Бруно
С лекциями выступили научные сотрудники Объединенного Научного Центра проблем космического мышления Б.Ю.Соколова и В.Г.Соколов.
С лекциями выступили научные сотрудники Объединенного Научного Центра проблем космического мышления Б.Ю.Соколова и В.Г.Соколов.
1-2 декабря 2013 г. в лектории Российской национальной библиотеки (г. Санкт-Петербург) был продолжен цикл лекций Международного Центра Рерихов (МЦР) «Творческое наследие Рерихов как основа нового космического миропонимания». С лекциями выступили научные сотрудники Объединенного Научного Центра проблем космического мышления Б.Ю.Соколова и В.Г.Соколов.

1 декабря прозвучала лекция кандидата культурологии Б.Ю.Соколовой «Искусство, озаренное подвигом: героизм в творчестве Н.К.Рериха», сопровождавшаяся слайдовой презентацией и музыкой. Лектор подчеркнула уникальность для мировой культуры творчества Н.К.Рериха, которое было наполнено героическим духом. Эту уникальность дополняет и тот факт, что сам Николай Константинович был именно такой героической личностью, чья жизнь была освещена постоянным подвигом служения людям.

В лекции были раскрыты концептуальные идеи Н.К. Рериха, связанные с героизмом. По ходу повествования Б.Ю.Соколова обращалась к картинам художника, в которых ярко воплощена та или иная идея: герои – это выразители сущности народа, страны («Святой Сергий Радонежский»); героические личности играют ведущую роль в истории («Александр Невский»); связь героев Высшим началом Мироздания («Жанна д’Арк», «Падма Самбхава», «Чаша Христа»); герои – это связующее звено между плотным миром и миром иной, более высокой энергетики («Моисей Водитель», «Магомет на горе Хира»). Было отмечено, что эволюционная деятельность героев связана с метаисторией – духовной частью исторического процесса, которой, в отличие от земной истории, присущи непреходящие элементы, внутреннее единство и согласованность с космической эволюцией. Эволюционное творчество Великих Учителей и деятельность героических личностей, связанных с Высшим, является основой метаистории.

Лектор подчеркнула, что в творчестве Н.К.Рериха тесно взаимосвязаны два явления: героизм и культура. Мастер много размышлял о фундаментальных основах культуры, о ее вечных нетленных составляющих. Такими непреходящими ценностями являются знания, творения человеческого духа, нравственные принципы, героизм и почитание героев. Культурная преемственность – это эволюционный механизм, обеспечивающий дальнейшее развитие общества. Но, в свою очередь, сам этот механизм зависит от непреходящих элементов культуры и поэтому может работать тогда, когда существуют и напитывают пространство своей высокой энергетикой культурные ценности. Их защите и был посвящен Пакт Рериха, связавший воедино прошлое, настоящее и будущее. И совсем не случайно знак Знамени Мира, символ Пакта, изображен на картинах Николая Константиновича, посвященных героическим личностям – Святому Сергию, Жанне д’Арк, Рамакришне, Ярославу Мудрому и другим. Это – отличительный знак тех, кто слагал и защищал вечные ценности культуры, те элементы, которые будут служить краеугольными камнями культурного развития в будущем. Так через героев, через их деятельность осуществляется эволюционная связь времен.

Отдельное внимание Б.Ю.Соколова уделила вопросу трагической судьбы героических личностей, занимавшему особое место в творчестве Николая Рериха. «Терновый великий Венец ведет мир» – писал Мастер. Эти строки содержат очень важный смысл, потому что именно мужество и самопожертвование героев утверждают ценности и истины, которые становятся основанием новых ступеней эволюции. Творчество такой героической личности, как Николай Константинович Рерих, оклеветанное как невежественными современниками, так и теми, кто уже в наше время не в состоянии понять масштабность принесенных им знаний, также яркий пример непризнания героической личности ее современниками. Отношение к героям является мерилом духовной ступени общества, а также важнейшим фактором его эволюционного восхождения. «Всякое поругание Спасителя, Учителя и Героев повергает в одичание и погружает в хаос», – утверждает Живая Этика. Вот почему оберегая от клеветы и невежества великие имена героев, мы тем самым спасаем свое собственное будущее.

Лектор акцентировала внимание на интересном явлении, имеющем место в мировой культуре: представления о бессмертном герое существуют с древнейших времен и у разных народов. Это важнейшая черта народной памяти – вера в то, что герой не может умереть, а лишь временно удалиться на покой, пребывая в состоянии сна или ожидания. Но придёт время, и этот герой обязательно вернется, чтобы освободить свой народ, возглавить его и возродить золотой век. Сама надежда на возвращение героя свидетельствует о том, что героизм – это живое явление, способное оказывать непосредственное и очень мощное влияние на культуру и социальные процессы.

Николай Константинович был глубоко убежден, что через обновленные понятия героев и вождей в общество может войти улучшение жизни. Он утверждал, что страна, которая сохраняет в сердце образ своего героя, уже свидетельствует о своем потенциале к восхождению. «Человечество должно беречь своих героев, – писал он. – Также должно оно беречь и память о них, ибо в ней уже будет здоровое, созидательное вдохновение». И его уверенность в этом базировалась на знании непреложных законов космической эволюции, огненное творчество которой звучит в душе каждого героя.

2 декабря состоялась лекция старшего науч ного сотрудника МЦР, кандидата философских наук, лауреата Международной премии имени Е.И. Рерих В.Г.Соколова «Человек из будущего. О неизвестном Джордано Бруно». Лекция в сопровождении изображений и музыкальных фрагментов, была посвящена 465-летию со дня рождения выдающегося итальянского ученого, философа и поэта Джордано Бруно (1548 – 1600). Его личность была представлена в контексте особенности спирального развития исторического процесса в целом; проведен сравнительный анализ двух эпох: переломного XVI века западноевропейской истории и рубежа XIX – XX веков истории России, когда начало формироваться новое космическое мышление. История из своих глубин в определенное время как бы выносит на поверхность свидетельства прошлого, которые имеют для настоящего некий важный, знаковый смысл. Так в свое время было и с именем Джордано Бруно.

Этот человек, в корне изменивший представление о мире, все же и по настоящее время остается еще во многом не понятым, а подчас, даже неизвестным. На это были и еще остаются свои причины… В лекции отмечен ряд характерных черт предшествующего Бруно исторического периода – Высокого Возрождения в Италии (конец XV – пер. треть XVI века), когда Ренессанс, вырвавшись за пределы территории своей родины, шагнул далее в Западную и Центральную Европу. Это время отмечено яркими талантами в изобразительном искусстве, литературе и философии. Важной составляющей лекционного материала явилось раскрытие важнейших особенностей эпохи Бруно, когда открытия происходили по трем кардинальным направлениям: природа человека, новые земли на поверхности планеты, принципиально новое понимание Космоса. В данном контексте представлены основные вехи жизненного пути Дж.Бруно, отмечены источники влияния на его философию. Произведен анализ и раскрыты особенности научно-философского учения Бруно и созвучие его положений идеям философской системы Живой Этики, принесенной миру выдающимся русским ученым и философом Еленой Ивановной Рерих. В лекции представлены негативные последствия расправы церкви над Бруно для дальнейшего духовного и познавательного пути Западной Европы.

Изложенный в лекции материал подводит к следующим кардинальным выводам. Джордано Бруно явился предтечей космического мироощущения в науке, а также ключевой фигурой своего времени – переломного периода западноевропейской истории и культуры. Он стоял у истоков этого явления как раз в то время, когда зарождалась новая наука и когда еще не было разделения на эмпирический научный и метанаучный подходы в познании. Важно то, что эта новая наука в философии Бруно представляла собой синтез метанаучного предвидения сложной космической реальности и знаний, добытых эмпирическим путем. Также существуют основания полагать, что расправа Церкви над Джордано Бруно и то состояние культуры, в котором оказалась Европа в XVIII веке, тесно связаны между собой. Речь идет о том, что неприятие синтетического подхода в познании, который существовал в научной философии Бруно, привело к бездуховной науке, которая не смогла выйти на путь постижения истинной картины Космоса.

В лекции подчеркнуто, что великие подвижники духа всегда приходят в нужное время, потому неприятие их отражается самым негативным образом на развитии многих сфер человеческой деятельности. Католическая церковь в Средние века и на их исходе своими гонениями дискредитировала саму идею Высшего. Этим она способствовала укреплению позиций экспериментальной материалистической науки, что окончательно произошло в XVIII веке.

www.museum.ru/N51961
Ваше мнение »»

»»Международный центр Рерихов
Адрес:город Москва, 10-я Парковая ул., д. 18
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: другие

важные события  x    ?  

новости от 03.07.2024  x    ?  


15-й День Достоевского в Санкт-Петербурге

Русский музей приглашает на музыкальный фестиваль "Классика в Летнем саду"

Выставка «Воссоединение. Деисус XV века» в Музее имени Андрея Рублева

Фестиваль духовой музыки «Музыкальный Петергоф»

"Четыре сезона". Выставка корейского костюма - ханбок в Артмузе

Планшетная выставка «Сокровищница России – Русский музей» в Луганске

Выставочный проект «Пушкинская-10. Ковчег ХХI века» в Центральном выставочном зале «Манеж», С.-Петербург

Константин Кузнецов. Русский импрессионист в Париже

Станислав Косенков. Из тьмы рождается надежда. Графика разных лет

Русский балет. Приношение Эдгару Дега. Фотографии Юрия Молодковца

Выставка "Природа предмета. Современный дизайн и традиции" в Западном крыле Новой Третьяковки

Фестиваль роз и ботанических затей в Архангельском

Коллекция. Порядок вещей

Выставка "Из жизни мотыльков" в Дарвиновском музее

Музей-заповедник «Царское Село» открыл детский музейный центр в Володарском краеведческом музее

"Древний Египет. Искусство бессмертия" - уникальная выставка ГМИИ им. А.С. Пушкина в Новосибирске

Концерт классической музыки в усадьбе М.П. Мусоргского

Выставка «Фарфоровая Сибирь»

Фестиваль «Довмонт Псковский» в Псковском кремле

Выставка Ф.Ф. Вдовина «Под шорох кисти» в Угличе

Кони. Поэтика образа

Пять девятых. Неслучайные совпадения. Современное академическое искусство

Диалоги животных: я тебя вижу

Фотовыставка Алёны Кочетковой «Она продолжается»

Полина Полнимер. Таинство иных

Эпоха Дюрера. Рисунки и гравюры немецкой школы XV–XVI веков

Выставка "Под небом России" в Ростовском областном музее изобразительных искусств

«Место съёмки – Донбасс». Фотопроект Дениса Григорюка в Новосибирке

Выставка «Пушкин: от берегов Невы до Тихого»

Фотовыставка-путешествие "Египетский дневник"

Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа

Выставка «Серебряные сокровища Омана» в Музеях Московского Кремля


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru