НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Время и герои. Советский авторский фарфор 1930-х – 1960-х годов

c 30 октября 2013 по 9 февраля 2014Москва
Время и герои. Советский авторский фарфор 1930-х – 1960-х годов
Н.Я. Данько. Прачка. 1931 г.
Н.Данько. Папаницы на льдине.1938 г.
Фрих-Хар И.Г. “Швея”1933-1934 гг.
Н.Я. Данько, А.В. Воробьевский, Е.П. Кубарская. Обсуждение Сталинской конституции в колхозе Узбекистана. 1937 г.
30 октября 2013 года в 17.00 в большом выставочном зале дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском открывается уникальная выставка «Время и герои. Советский авторский фарфор 1930-х – 1960-х годов».

В организации выставки приняли участие: Московский государственный объединенный музей заповедник, «Государственный музей керамики», музей «Усадьба Кусково XVIII века», ООО “Сов-Арт” а также частные коллекционеры.

Фарфор в России – больше, чем фарфор. В сюжетной линии росписей посудных форм, в фарфоровой пластике изображены многочисленные сюжеты повседневной жизни советского общества, отражающие развитие национальной культуры, менталитета и политического вектора общества. «Картинки из жизни» в фарфоре соответствуют развитию советского общества, его идеологическим направлениям.

В первые годы после революции 1917-го фарфоровые статуэтки в числе прочих атрибутов «буржуазного прошлого» подвергались осуждению как «мещанство», а заводы, где их делали – национализировались и разрушались. На смену белым слоникам, позолоченным ангелочкам и ажурным бабочкам пришел новый фарфор – фарфор советский! Ядром советского производства фарфоровых изделий нового времени стали, в первую очередь Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова (бывший Императорский фарфоровый завод) и Дмитровский завод.

Возглавивший советскую школу фарфористов Николай Михайлович Суетин (1897—1954) внес огромный вклад в развитие нового искусства фарфоровой пластики. В художественном оформлении фарфора Николая Суетина была поставлена проблема нового понимания ценности предмета, сделана попытка предельно выявить художественные качества вещи. В основу работ вошли принципы простоты, образной выразительности и функциональности изделий из фарфора. Возникли «индустриальные» мотивы, ассоциативно связанные с атмосферой эпохи первых пятилеток, времени небывалых планов и проектов социалистического строительства, повлекших за собой кардинальные перемены в жизни города и деревни.

Целая плеяда молодых мастеров, работавших рядом с первоклассным художником, унаследовала от него чувство стиля, пропорции, гармонии формы и росписи. Лидер советского фарфора Наталья Яковлевна Данько (1892—1942), с 1919 по 1941 год занимала ответственную должность руководителя скульптурной мастерской Государственного фарфорового завода. Скульптор, создавшая более трехсот произведений мелкой пластики, возглавила это государственное служение, охотно откликнувшись на тематические запросы времени. Она создала новую, советскую декоративную скульптуру в фарфоре. Ее героями становились простая фабричная работница и прославленная поэтесса, продавец газет и знаменитый актер.

В скульптурах: «Прачка», «Жница», «Девушка с книгой» многоуровневость форм обусловила каноничность и эмоциональную отстраненность изображения. Знаменитые фарфоровые композиции «Обсуждение Сталинской Конституции в колхозе Узбекистана», «Папанинцы на льдине», «Колхозный молодняк» являются манифестацией новой жизни.

Музицирование, посадка деревьев, мальчик, кормящий жеребенка, жница, электромонтер, – все они подаются как некий, исполненный особой значимости ритуал. Здесь важно не жанровое начало, не изображенная мизансцена. Это – каноническое представление идеального образа советской жизни. В многочисленных сюжетах нашли отражения темы детства, ударного труда первых пятилеток, животноводства и машиностроения, праздника, как гимна советскому времени, и строительства метро.

В годы Отечественной войны фарфоровые заводы в основном были заняты производством, продиктованным военным временем. Но и в этот период были выполнены изделия, прославляющие труд и подвиг.

Особый расцвет фарфора падает на послевоенные годы вплоть до конца 60-х годов. Взоры многих художников обратились к наследию А.Т Матвеева. Скульптор немного работал в фарфоре, но образ, созданный им, стал эталонным. Именно у него учились наиболее яркие скульпторы – Г.С. Столбова, Л. М. Холина, С.Б. Велихова.

В дальнейшем пластический образ постепенно освобождается от идеологической нагрузки. Художественный акцент строится не на закодированной идеологии, а на соотношении художественных и эстетических задач. Немаловажную роль в освобождении фарфора от влияния политического лозунга сыграло обращение скульпторов к жанровым темам. Благодаря их разнообразию, фарфоровая скульптура постепенно обретает чувство естественности и теплоты эмоций. Композиции посвящаются семье, отражению новых бытовых и общественных реалий.

Для послевоенного искусства характерны жизнеутверждающие темы – изображение детей, природы, родного города, знаменитых артистов, литературных персонажей. Авторы Дулевского фарфорового завода внесли значительную лепту в развитие новой сюжетики и эстетической направленности скульптурных композиций и посудных форм послевоенного времени.

К открытию выставки выпущен буклет. На страницах издания представлены работы знаменитых художников-фарфористов – мастеров Ленинградского фарфорового завода им. М. В. Ломоносова, Дулёвского и Дмитровского заводов. Это произведения высочайшего художественного уровня, почти незнакомые современному зрителю. Здесь можно будет увидеть посуду – столовые и чайные сервизы, блюда, вазы, а также мелкую пластику – скульптуры и скульптурные композиции.

Издание можно приобрести после 30 октября в кассах, а также в сувенирных магазинах и киосках Коломенского – у Передних ворот Государева двора, в Стрелецких караульнях у Задних ворот и во дворце царя Алексея Михайловича.

Выставка работает до 9 февраля 2014 года.

www.museum.ru/N51429
Ваше мнение »»

»»Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Коломенское – Измайлово"
Адрес:город Москва, проспект Андропова, д. 39
Телефоны:(499) 782 89 17, 782 89 21 (спр.)
сайт:mgomz.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 11.12.2023  x    ?  


Выставка «Клады. Сокрытая история» в Историческом музее

Империя смотрит на Восток. Межмузейная выставка в Гатчине

Выставка живописи Юрия Павлова «А напоследок я скажу…»

Ленинград - Петербург в объективе Сергея Компанийченко

Рождественская выставка "Люди все бывают дети" в Музее Анны Ахматовой

Выставка «Волшебный мир зимних праздников» в Усадьбе Рукавишниковых

Сиамак Филизаде. Рожденные пешками

Выставочный проект "Л.А. Орбели. Преемник И.П. Павлова" в Военно-медицинском музее

Под знаком Зодиака. Памятники культуры с древнейших времен до наших дней из собрания Исторического музея

Выставка «Мураново. Дом поэтов» в Музее-заповеднике М.А. Шолохова

Тофалары. Последние неизвестные

Выставка «”Очарованный чудом”. Графика В.М. Звонцова» в Музее-заповеднике «Хмелита»

Милая, дивная Шехерезада. К 160-летию Н.Б. Нордман-Северовой

Выставка «Новогодние традиции» в Красногорском филиале Музея Победы

Выставка «Исаак Бродский. Начало» в Музее-квартире Исаака Бродского

К 225-летию Военно-медицинской академии. Выставка "Vivat Academia! Vivant professores!"

Выставка-конкурс «Лучшая работа 2021–2023» в Томском областном художественном музее

XIX Международный сибирский фестиваль керамики

Выставка «Каштанка: история молодой рыжей собаки»

«Вечный огонь памяти». 324-й Верхнеднепровской Краснознаменной стрелковой дивизии посвящается

Выставка "Два пространства" в Новосибирском художественном музее

Новогодние встречи в Музее-заповеднике "Горки Ленинские"

XXVI Зимняя выставка в Омском музее Кондратия Белова

Рождество в дворянской усадьбе

Выставка «Нить истории» в Музее «Пресня»

Новогодняя выставка в Музее Победы

Выставка «И тень, и свет…» Ирины Старженецкой и Анатолия Комелина в МВК РАХ

Новогодние представления в Ясной Поляне

Выставка фоторабот С.Ю. Пономарева «С любовью к Тарханам»

Фестиваль "Рождество в Архангельском"

Выставка «Двуединство» Евгения Максимова и Юлии Смирновой в Российской академии художеств


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2023 Museum.ru