С творчеством известных московских художников – Ирины Старженецкой и Анатолия Комелина в преддверии их юбилеев знакомит выставка в Российской академии художеств. При всем различии изобразительных средств и приемов, которыми пользуются живописец и скульптор, их произведения удивительно созвучны, гармоничны и удачно дополняют друг друга. «Выразить хотя бы малую часть того, что больше тебя». В этом видят они предназначение искусства, которое рождается в бесконечном пространстве между Творцом и Творением, в котором живет художник и его произведение.
Картина «Двое в лодке» открывает экспозицию, которая включает около 100 работ, большинство из них созданы в 2009-2013годах.
Действительный член Российской академии художеств И.Старженецкая начинала свой творческий путь на рубеже 1960-х – 1970-х годов. На выставках тех лет привлекали к себе внимание сложные по цвету и пластике пейзажи, картины, портреты. В 1968г. она окончила Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова, где училась у замечательных мастеров – А.Грицая, Д.Жилинского, С.Шильникова. Высокий профессионализм, основанный на крепкой классической школе, и дух новаторства, неустанный поиск новых выразительных средств составляет суть творчества художника. Ее работы всегда узнаваемы, тем не менее каждая выставка становится событием, открывает новые грани живописного дара художника.
Картины Старженецкой поражают пластической свободой, мощной стихией цвета, который она воспринимает как зримую музыку. Отталкиваясь от реальных впечатлений, считая, что «жизнь богаче воображения», она творит свой уникальный художественный мир, в котором всё гармонично и подчинено высшему смыслу. В работах последних лет предельная обобщенность формы - человеческой фигуры, птицы, дерева, реки усиливает ассоциативное восприятие картин, их смысловое и эмоциональное звучание.
Особое место в экспозиции занимают крупноформатные композиции, составленные из портретов ее учеников – студентов ГИТИСа. В них Старженецкая мастерски передаёт индивидуальные черты модели и в то же время нечто общее, что присуще всему поколению.
Живописные полотна на библейские сюжеты: «Встреча Рахили и Иакова», «Битва Иакова с ангелом» и др., полны экспрессии, пронизаны чувством сопричастности великим событиям. Словно потусторонний свет придает здесь звонкую полифонию краскам палитры, привнося в них символический смысл. Виртуозное мастерство отличает и новые работы из цикла «Цветы». Её «Оранжевые лилии», «Тюльпан», «Ирисы» – это часть мироздания, выражение особых душевных состояний и переживаний художника. Предельно укрупняя план, прибегая к широкому, динамичному мазку, Старженецкая достигает в своих полотнах внутреннего драматизма образов и подлинной монументальности.
Анатолий Комелин (род. 1953) - один из наиболее ярких и самобытных современных скульпторов. Любимый материал скульптора – дерево, Он работает также с камнем, металлом, другими твердыми материалами. Избегая детализации, мастер демонстрирует силу и выразительность пластического минимализма.
Родом из Марийского края, сын столяра, Комелин с детства проявлял способность что-то мастерить своими руками. В 1976 г. окончил Пензенское художественном училище имени К.А.Савицкого, получив глубокое профессиональное образование. С 1981 г. живет в Москве.
На протяжении нескольких десятилетий А.Комелин работает как в станковом, так и монументальном искусстве, создавая для православных храмов каменные рельефы, иконостасы, поклонные кресты.
Движение от предметных форм к условно абстрактным, всё более простым и лаконичным, позволяет ему выразить ёмкие, вечные смыслы и сюжеты. Дерево, камень, другие попадающиеся под руку материалы и случайные предметы в руках мастера превращаются в уникальные произведения искусства. В своей работе Комелин не столько трансформирует натуру, сколько обнажает ее сущностные свойства.
В таких крупноформатных объектах как «Ассиметрия пейзажа», «Воскрешение Лазаря» скульптор решает проблемы пространства, работая в условной манере, с известной долей иронии и веселой изобретательности. Создавая церковные произведения, он использует другую стилистику, проявляя внимание к детали, тщательности и скрупулезности исполнения. На выставке представлены композиции из камня на библейские сюжеты: «Преображение». «Борис и Глеб», «Снятие с креста» и др,, а также поклонный крест, который будет установлен в соборе Петра и Павла в Тарусе.
Большинство работ художников созданы в Тарусе, где они подолгу живут в своем доме, ставшем их второй мастерской. С 1989 г. и по сей день они участвуют в восстановлении и создании художественного убранства храма Воскресения Христова и собора Петра и Павла в Тарусе, для которого А.Комелин выполнил каменный резной иконостас, И.Старженецкая - мозаики на фасаде и внутри собора. Они также принимала в украшении храма Малого Вознесения на Б.Никитской улице в Москве.
Выполняя храмовые росписи, И.Старженецкая как и древнерусские мастера тонко чувствует звучание красок, используя их непосредственное воздействие на эмоциональное состояние человека.
Произведения художников находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства и других крупнейших музеев нашей страны и за рубежом, а также во многих частных коллекциях.
И.Старженецкая и А.Комелин награждены медалью Русской Православной церкви Преподобного Сергия Радонежского I степени. Они удостоены золотых медалей Российской академии художеств.
Работы И.Старженецкой и А.Комелина обладают глубоко личностными интонациями, требуют сосредоточенной сопричастности, пристального созерцания и сопереживания.
Управление информации Российской академии художеств.