28 сентября 2013 года в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа открылась выставка "Livre d'artiste. Выставка книг из собрания Марка Башмакова", которая демонстрирует редкие, малотиражные издания, иллюстрированные выдающимися мастерами XX века. Основу экспозиции - 54 издания - составили книги из коллекции академика Российской академии образования Марка Ивановича Башмакова. Это собрание - одно из крупнейших в России - насчитывает, в общей сложности, около пятисот книг и включает работы всех ведущих мастеров XX века. В их числе - множество знаменитых шедевров: от "Параллельно" Пьера Боннара - книги, которую принято считать первым классическим образцом livre d'artiste (буквально - "книга художника"), - до поздних работ Сальвадора Дали. Многие из этих изданий никогда не демонстрировались в России.
Организаторы выставки видели свою задачу в том, чтобы наиболее полно представить разнообразие livre d'artiste как сложного и неоднородного феномена. Круг экспонируемых произведений ограничен работами французских мастеров и художников Парижской школы. Главный акцент сделан на ранних этапах истории "книги художника" и, в частности, на роли выдающихся издателей, таких как А. Воллар, Д.А. Канвайлер, А. Скира.
Основной раздел выставки охватывает период с 1900 года (дата выхода упомянутой книги Пьера Боннара) до начала Второй мировой войны. Обе границы представляются достаточно условными, поэтому в экспозицию включены как несколько изданий XIX века - предшественников, прототипов "книги художника", начиная с "Фауста" Эжена Делакруа (1828), так и работы, выпущенные в военное время и намечающие векторы ее дальнейшей эволюции ("Пантагрюэль" Андре Дерена, 1943; "Пасифая, Песнь Миноса" Анри Матисса, 1944; "Теогония" Жоржа Брака, 1955)
Стремясь показать искусство "книги художника" максимально целостно, организаторы включили в экспозицию ряд работ, находящихся "на границе" этого явления. Также на выставке представлены несколько изданий из коллекции Эрмитажа, позволяющие представить как генезис livre d'artiste (Эдуард Мане, Поль Гоген, Анри Тулуз-Лотрек), так и её развитие и выдающиеся достижения (Анри Матисс, Марк Шагал, Соня Делоне).
Куратор выставки - Михаил Витальевич Балан, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
В Издательстве Государственного Эрмитажа подготовлен научный иллюстрированный каталог, в который вошли статьи М.И. Башмакова и М.В. Балана