Всем хорошо знакомый с детства «железный друг» – велосипед – имеет давнюю историю, овеянную множеством легенд и тайн. Пролить свет на некоторые неизвестные факты о появлении первого велосипеда, эволюции его конструкции и развитии велосипедного дела в нашей стране призвана выставка, организованная Веломузеем Андрея Мятиева и Государственным Владимиро-Суздальским музеем-заповедником.
Официально считается, что со времён появления первых педальных машин прошло всего 200 лет. Но некоторые специалисты предполагают, что велосипед вполне могли изобрести ещё в начале нашей эры. В одном из музеев Рима хранится саркофаг, на котором изображён человек, едущий на устройстве, похожем на велосипед. Подобные рисунки обнаружены на развалинах построек Древнего Египта, Вавилона, Помпей. Изображения велосипеда присутствуют и на полотнах знаменитых художников эпохи Возрождения – Сандро Боттичелли, Яна ван Эйка, Ганса Гольбейна Младшего. К истории создания «двухколёсного чуда» приложил руку и гениальный русский механик Иван Кулибин. В 1791 году он изготовил «самокатку», но, узнав, что за границей уже известно нечто подобное, утратил интерес к своему детищу.
За время своего существования велосипед эволюционировал от крайне опасного и дорогостоящего развлечения для эксцентричных аристократов до истинно демократичного транспортного средства и спортивного снаряда. На выставке представлены все основные типы конструкций веломашин: «костотряс» 1860-х годов с деревянными, окованными металлом колёсами (именно этот тип аппаратов впервые был назван термином «велосипед»); высококолёсный «паук» 1880-х с огромным передним и маленьким задним колесами; один из первых так называемых «безопасных» велосипедов 1888 года с цепной передачей; военная складная веломашина самокатчиков Русской императорской армии; гоночный тандем; велосипед с карданным приводом и даже сверх-современные горные и шоссейные болиды.
Коллекцию велосипедов дополняют собрания велосипедных принадлежностей и аксессуаров (фонарей, звонков, инструмента), которые сопровождали велосипед и велосипедистов на рубеже XIX–XX веков. Обширная экспозиция велофонарей наглядно демонстрирует все этапы эволюции конструкции: от примитивных масляных и свечных светильников до совершенных по меркам начала прошлого века керосиновых и ацетиленовых фар. В коллекции аксессуаров представлены собрания звуковых сигналов (звонков, гудков, клаксонов и сирен), велосипедного инструмента для мелкого дорожного ремонта, счётчиков пути и спидометров и прочих мелочей, призванных облегчить и украсить жизнь настоящего велосипедиста. Увидите вы и номерные знаки: ведь до 1960-х годов каждый велосипедист обязан был иметь номер на своей машине. Рядом с историческими велосипедами – манекены, одетые в специальную вело-одежду и экипировку. Это дамский спортивный костюм начала ХХ века, вызывавший столько споров и осуждения, мундиры военных самокатчиков, гоночные трико 1950-х годов и форма сборной команды СССР, в которой выступали советские спортсмены на Олимпийских играх.
На выставке экспонируются уникальные документы: «билеты на право езды по городу» – аналоги нынешних водительских удостоверений; уставы российских велосипедных клубов конца XIX века; прейс-куранты и рекламные проспекты магазинов; специализированные журналы, брошюры.
Особый интерес представляют материалы, рассказывающие о бытовании велосипеда во Владимирской губернии: это уникальный деревянный велосипед, изготовленный крестьянином в начале ХХ века по образцу фабричной веломашины; кустарный кованый детский трёхколесный велосипед, найденный на чердаке старого дома в Суздале; «Билет на право езды по городу Владимиру на велосипеде», датированный 1916 годом; велосипедные номера Владимирской городской управы 1910-х; наградные жетоны Общества велосипедистов.
В наши дни на свете существует великое множество велосипедов самых различных размеров и конструкций. В последние годы популярность этого вида транспорта растёт в геометрической прогрессии. В мире насчитывается уже 1,5 миллиарда двухколёсных машин. Для них строят специальные дороги, места для парковок и даже заведения общепита, но об истории этого удивительного средства передвижения знают немногие из любителей велосипедного дела. Познакомиться с чем-то новым и интересным из жизни велосипеда предлагает данная выставка.