НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Николай Досталь: о Кириллове, неточностях «Штрафбата» и планах на будущее

11 июля 2013Вологодская область
Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Вид сверху
Кинорежиссер, народный артист России, член Европейкой академии кино (EFA) Николай Досталь снял немало известных фильмов. Некоторые из них, например, «Штрафбат», до сих пор вызывают в обществе жаркие дискуссии. Несколько лет назад на кирилловской земле (и в музее в частности) проходили съемки его фильма «Раскол» о событиях XVII века и знаменитой реформе Патриарха Никона. Теперь режиссера легко можно встретить в Кириллове, куда он периодически приезжает. На этот раз Николай Досталь прибыл на Вологодчину, чтобы принять участие в празднике искусств «Достояние республики», который пройдет 12-13 июля. Незадолго до мероприятия, он согласился дать интервью. В разговоре с режиссером были затронуты разные темы, начиная со сложностей выбранной им профессии и заканчивая планами на будущее.

– Николай Николаевич, перед тем, как поступить в мастерскую Георгия Данелии, Вы окончили факультет журналистики МГУ. Довелось ли работать по выбранной специальности?

– Нет, не довелось. У меня изначально была тяга к кино, наверное, это наследственное. Отец ¬– режиссер, брат пошел работать помощником режиссера, когда ему исполнилось 18 лет, жили мы напротив «Мосфильма». Я хотел получить гуманитарное образование, но фактически в журналистике не работал. Окончив Высшие курсы сценаристов и режиссёров, сразу ушел в кино.

– У Вас были роли в фильмах, почему не пошли по актерской стезе?

– Это очень громко звучит – роли! В основном они носили эпизодический характер. В актеры не тянуло абсолютно, даже в мыслях не было становится актером. С моей специфической внешностью я бы играл только характерные роли. Но это был полезный опыт на будущее и хороший заработок для юноши.

– Став режиссером, вспоминали каково это – быть актером?

– Если актер в моем фильме играет только одну роль, то я в работе проигрываю все роли.

– В жизни Вы открытый, простой человек. А что скажете о себе, как о режиссере?

– Однажды у меня снимался Геннадий Хазанов, это была его первая большая роль в кино. После съемок он сказал: «Николай в работе – Сталин». В работе я очень требователен и строг, иначе добиться желаемого результата трудно. Веду себя достаточно демократично, но показываю требовательность всему съемочному коллективу. Я за демократические формы правления в обществе, но в кинопроизводстве, думаю, авторитаризм вполне уместен.

– В своих фильмах Вы часто обращаетесь к истории. Чем Вас привлекает эта тема?

– Мне кажется, что наше общество плохо знает свою историю, особенно советскую, когда было полно разных мифов. Нужно рассказывать о том, как все происходило на самом деле. Пока мы не осознаем, что было с Россией в XX веке, мы будем наступать на те же самые грабли.

Я снимал фильмы о неизвестных страницах истории нашей страны. «Штрафбат». О штрафниках в большом кино никто не говорил. Мне хотелось показать, что они тоже внесли свой вклад – и немалый – в Победу. Мне и автору сценария Эдуарду Володарскому один штрафник, сейчас его уже нет в живых, сказал: «Вы, конечно, исказили кое-что в деталях, но не соврали в главном». Про неточности мы знали. Допустим, что с 58-й статьей не брали на фронт, что командовали штрафным подразделением только кадровые офицеры и так далее. Но исключений было полно, особенно в самое напряженное время – в 194-42 годах. Как сказал Володарский: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». И это так. По уставу – одно, а в жизни, на войне – другое. К тому же это не документальный, это художественный фильм. Нам требовалось создать образ штрафников, которые отдавали свою жизнь не за Сталина, а за Родину. Эдуард Володарский изучал документы и узнал: и штрафник командовал, и с 58-й статьей брали (у кого срок подходил к концу), и священник воевал в штрафном подразделении.

Следующая картина – «Завещание Ленина» про великого русского писателя Варлама Шаламова, который всегда стоял в тени Александра Солженицына. Как литератора и как поэта я ставлю Шаламова выше. Александр Солженицын – исследователь, историк, гуманист. А Варлам Шаламов – писатель. Я знаю, что после нашего фильма его стали больше читать.

Третий фильм – «Раскол». Тот же Солженицын говорил, что если бы не было XVII века, то, может быть, не было бы и 17-го года. Да что 17-й год, эта трещина в обществе дошла и до наших дней. Сейчас само слово «раскол» стало часто употребляться. Судя по тому, что теперь происходит в нашем обществе, свою актуальность фильм еще нескоро потеряет.

Продолжение интервью - на официальном сайте Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

www.museum.ru/N50332
Ваше мнение »»

»»Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Адрес:Вологодская область, г. Кириллов, Кирилло-Белозерский музей-заповедник
Проезд:Автобусы "Вологда-Кириллов", "Череповец-Кириллов"
Телефоны:(81757) 3-1735, 3-1479 (экс. бюро)
сайт:kirmuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: другие

важные события  x    ?  
новости от 05.06.2020  x    ?  


Пушкинский день России во Всероссийском музее А.С. Пушкина

#ТретьяковкаДома. План онлайн-мероприятий на неделю

Морские глубины онлайн: в «Москвариуме» на ВДНХ отметят Всемирный день океанов

Московский музей современного искусства онлайн: новый курс лектория, тексты и другое

Москва эпохи Петра I и Кольцевая линия московского метро. Онлайн-лекции Музея архитектуры

На ВДНХ отметят онлайн День окружающей среды и День эколога

День эколога онлайн в Дарвиновском музее

Онлайн-проекты Биологического музея им. К.А. Тимирязева

Дискуссия online «Современное искусство в научном музее. Кому это надо, Чарлз?»

Третьяковская галерея запускает летние онлайн курсы для детей

Фонд Потанина подвел итоги конкурса "Музей 4.0"

Фонд Потанина объявил победителей второго цикла конкурса "Общее дело"

Неделя #НаединесПушкинским

Проект Каргопольского музея "Рукам – работа, душе – праздник"

Каргопольский музей онлайн для детей

Неделя искусства народов Севера в музее Востока в рамках проекта #ВостокДома

Лето онлайн в Музее истории ГУЛАГа: экскурсии, выставка, спектакль, лекция и викторина

Мультимедиа Арт Музей, Москва продолжает онлайн программу

Галерея Нагорная запускает онлайн-марафон "Об искусстве. Просто"


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru