НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Николай Досталь: о Кириллове, неточностях «Штрафбата» и планах на будущее

11 июля 2013Вологодская область
Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Вид сверху
Кинорежиссер, народный артист России, член Европейкой академии кино (EFA) Николай Досталь снял немало известных фильмов. Некоторые из них, например, «Штрафбат», до сих пор вызывают в обществе жаркие дискуссии. Несколько лет назад на кирилловской земле (и в музее в частности) проходили съемки его фильма «Раскол» о событиях XVII века и знаменитой реформе Патриарха Никона. Теперь режиссера легко можно встретить в Кириллове, куда он периодически приезжает. На этот раз Николай Досталь прибыл на Вологодчину, чтобы принять участие в празднике искусств «Достояние республики», который пройдет 12-13 июля. Незадолго до мероприятия, он согласился дать интервью. В разговоре с режиссером были затронуты разные темы, начиная со сложностей выбранной им профессии и заканчивая планами на будущее.

– Николай Николаевич, перед тем, как поступить в мастерскую Георгия Данелии, Вы окончили факультет журналистики МГУ. Довелось ли работать по выбранной специальности?

– Нет, не довелось. У меня изначально была тяга к кино, наверное, это наследственное. Отец ¬– режиссер, брат пошел работать помощником режиссера, когда ему исполнилось 18 лет, жили мы напротив «Мосфильма». Я хотел получить гуманитарное образование, но фактически в журналистике не работал. Окончив Высшие курсы сценаристов и режиссёров, сразу ушел в кино.

– У Вас были роли в фильмах, почему не пошли по актерской стезе?

– Это очень громко звучит – роли! В основном они носили эпизодический характер. В актеры не тянуло абсолютно, даже в мыслях не было становится актером. С моей специфической внешностью я бы играл только характерные роли. Но это был полезный опыт на будущее и хороший заработок для юноши.

– Став режиссером, вспоминали каково это – быть актером?

– Если актер в моем фильме играет только одну роль, то я в работе проигрываю все роли.

– В жизни Вы открытый, простой человек. А что скажете о себе, как о режиссере?

– Однажды у меня снимался Геннадий Хазанов, это была его первая большая роль в кино. После съемок он сказал: «Николай в работе – Сталин». В работе я очень требователен и строг, иначе добиться желаемого результата трудно. Веду себя достаточно демократично, но показываю требовательность всему съемочному коллективу. Я за демократические формы правления в обществе, но в кинопроизводстве, думаю, авторитаризм вполне уместен.

– В своих фильмах Вы часто обращаетесь к истории. Чем Вас привлекает эта тема?

– Мне кажется, что наше общество плохо знает свою историю, особенно советскую, когда было полно разных мифов. Нужно рассказывать о том, как все происходило на самом деле. Пока мы не осознаем, что было с Россией в XX веке, мы будем наступать на те же самые грабли.

Я снимал фильмы о неизвестных страницах истории нашей страны. «Штрафбат». О штрафниках в большом кино никто не говорил. Мне хотелось показать, что они тоже внесли свой вклад – и немалый – в Победу. Мне и автору сценария Эдуарду Володарскому один штрафник, сейчас его уже нет в живых, сказал: «Вы, конечно, исказили кое-что в деталях, но не соврали в главном». Про неточности мы знали. Допустим, что с 58-й статьей не брали на фронт, что командовали штрафным подразделением только кадровые офицеры и так далее. Но исключений было полно, особенно в самое напряженное время – в 194-42 годах. Как сказал Володарский: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». И это так. По уставу – одно, а в жизни, на войне – другое. К тому же это не документальный, это художественный фильм. Нам требовалось создать образ штрафников, которые отдавали свою жизнь не за Сталина, а за Родину. Эдуард Володарский изучал документы и узнал: и штрафник командовал, и с 58-й статьей брали (у кого срок подходил к концу), и священник воевал в штрафном подразделении.

Следующая картина – «Завещание Ленина» про великого русского писателя Варлама Шаламова, который всегда стоял в тени Александра Солженицына. Как литератора и как поэта я ставлю Шаламова выше. Александр Солженицын – исследователь, историк, гуманист. А Варлам Шаламов – писатель. Я знаю, что после нашего фильма его стали больше читать.

Третий фильм – «Раскол». Тот же Солженицын говорил, что если бы не было XVII века, то, может быть, не было бы и 17-го года. Да что 17-й год, эта трещина в обществе дошла и до наших дней. Сейчас само слово «раскол» стало часто употребляться. Судя по тому, что теперь происходит в нашем обществе, свою актуальность фильм еще нескоро потеряет.

Продолжение интервью - на официальном сайте Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

www.museum.ru/N50332
Ваше мнение »»

»»Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Адрес:Вологодская область, г. Кириллов, Кирилло-Белозерский музей-заповедник
Проезд:Автобусы "Вологда-Кириллов", "Череповец-Кириллов"
Телефоны:(81757) 3-1735, 3-1479 (экс. бюро)
сайт:kirmuseum.org/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: другие

важные события  x    ?  

новости от 28.07.2024  x    ?  


Первый Юсуповский фестиваль искусств в Архангельском

Открытие новой экспозиции «Мотолегенды» в Музее Гаража особого назначения ФСО России на ВДНХ

"Шелест лепестков" - выставка китайской художницы Чжан Биюнь в Новосибирском художественном музее

Межмузейная выставка «Казачество» в Ростовском музее изобразительных искусств

IX Международный этнический фестиваль «Музыки мира» в Шереметевском дворце - Музее музыки

Выставка, посвященная 220-летию со дня рождения первого министра путей сообщения России

Искусство китайской каллиграфии на Великом чайном пути: персональная выставка мастера Лю Хуншэна

Пейзаж как поэзия. Российско-китайская выставка масляной живописи

Новаторская выставка «Весть» в корпусе Бенуа Русского музея

«Старообрядческая икона. Образ из древности». Выставка в Кировском областном краеведческом музее

Стремление к совершенству Шевалье де Ламарка

Выставка «Юбилей. Технология и мифология круглых дат»

Первый фестиваль этно-музыки «Березовый домик» в Гатчине

Фестиваль современного искусства «Тужи Арт» в Забайкальском крае

Выставка «Курс на Победу» в Музее Победы

Ковер историй. Сюжеты советского коврового искусства

История и традиции свадебного обряда. Выставка «Играем свадьбу» в Новосибирском краеведческом музее

В РОСФОТО открыли «красную комнату»

Дар художницы Татьяны Парфеновой Псковскому музею

XIX Васнецовский пленэр станет международным

Выставочный проект «Угол зрения» в Музейно-выставочном комплексе РАХ

Поэзия Крымского побережья. Выставка Александра Максименко в Российской академии художеств

Выставка к 85-летию ВДНХ в Российской национальной библиотеке


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru