С 21 июня в большом выставочном зале дворца царя Алексея Михайловича работает выставка «Портрет в русской литографии XIX века из собрания Государственного Эрмитажа».
Выставка из собрания Государственного Эрмитажа посвящена одному из интереснейших видов русского изобразительного искусства – литографированному портрету. Формирование эрмитажного собрания ценных иконографических памятников относится к началу появления в России в середине 1810-х годов нового вида печатного искусства – литографии.
С первых дней этого способа художественной печати его образцы передавались в фонды Отделения рисунка и гравюры Императорского Эрмитажа. Поступления литографий были постоянными, отражая весь жанрово-тематический спектр выпуска литографических эстампов. В 1850-х годах Николай I приобрел одно из самых крупных частных собраний А. И. Гассинга (1778–1844). В его составе находились почти все имевшиеся к этому времени русские литографированные портреты. Вслед за этим в Императорский Эрмитаж поступила коллекция гравюр П. Ф. Карабанова (1767–1851), также включавшая портретную литографию. После 1917 года новые портретные эстампы поступали в Государственный Эрмитаж из петербургских коллекций Нарышкиных, Ю. Б. Иверсена, А. И. Доливо-Добровольского, из великокняжеских дворцов в Знаменке и Сергиевке.
В настоящее время эрмитажная коллекция русского литографированного портрета отражает все этапы развития данного вида искусства. Она знакомит с творчеством всех художников, посвятивших себя этому жанру полностью или же обращавшихся к нему лишь эпизодически и запечатлевших своих современников, чьи имена оказались связанными с историей России. В богатейшем эрмитажном собрании находятся произведения самой высокой художественной ценности, некоторые из них уникальны как иконографические памятники, поскольку сохранились в единичных экземплярах.
Настоящая выставка представляет вниманию зрителей 150 ценных и редких в иконографическом аспекте портретов. Здесь можно увидеть литографии А. Г. Венецианова, О. А. Орловского, известного акварелиста П. Ф. Соколова, О.А.Кипренского, архитектора А.П.Брюллова, К. П. Беггрова и многих других выдающихся представителей русского искусства.
В начале ХХ века к свойственным только литографской печати изобразительным возможностям обратились Л. С. Бакст, А. Н. Бенуа, О. Э. Браз, Е. Е. Лансере, Ф. А. Малявин, В. А. Серов. Среди портретируемых – члены императорской семьи и представители высшей аристократии, выдающиеся представители русской культуры, а также представляющие не меньший интерес, но неизвестные широкой публике рядовые представители ушедшей эпохи.
На выставке применен хронологический принцип. Это выводит на первый план не только художественный, но и художественно-исторический аспект. Такой подход позволяет не только проследить развитие литографии как вида искусства, но и ощутить смену исторических периодов через конкретные исторические лица.
Выставка будет работать по 8 сентября 2013 года.