Коллекция Александра Базилевского в Эрмитаже
Палаццо Мадама, Турин, Италия
6 июня 2013 - декабрь 2013
6 июня 2013 года в Турине в музее Палаццо Мадама министр культуры Италии Массимо Бай, мэр Турина Пьерро Фассино и директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский открыли выставку из Эрмитажа: "Чудесный коллекционер. Эрмитаж Базилевского". Представлены шедевры средневекового искусства Европы из знаменитого собрания А.П. Базилевского, приобретенного для Эрмитажа Александром III. Среди эмалей, керамики, майолики, изделий из бронзы и слоновой кости, входящих в уникальное собрание, можно увидеть такие произведения искусства, как сицилийский рог-олифант, лиможский ларец со сценами из истории мученичества Св. Валерии, реликварий в виде фигуры дьякона XII века и многое другое ( ок. 80 экспонатов).
Русский дипломат Александр Базилевский в течение 40 лет составлял собрание, которое в 1878 году произвело фурор на Всемирной выставке. В нем были прекрасно представлены памятники раннехристианского и византийского искусства, церковная утварь романской и готической эпохи, изделия из резной кости XIII-XIV вв., рейнские и лиможские эмали XII-XVI веков, венецианское и немецкое стекло, итальянская майолика, французские и испано-мавританские фаянсы. В 1884 году коллекционер решил расстаться со своим собранием. Париж с нетерпением ждал аукциона, который должен был явиться крупнейшим событием сезона. Неожиданное приобретение этой коллекции для Эрмитажа за шесть миллионов франков, подсказанное Александру III государственным секретарем А.А. Половцовым, произвело сенсацию. Покупку коллекции Базилевского можно считать одним из наиболее удачных приобретений целых собраний, сделанных Эрмитажем за все время его истории.
Выставка является частью программы празднования 250-летия Эрмитажа и началом серии мероприятий из плана сотрудничества Эрмитажа с городом Турином. Программа предполагает обмены выставками, концерт Туринского симфонического оркестра в Эрмитаже, совместные программы реставраторов. Для Турина выставка является частью решительного поворота властей Турина к модели развития города как центра культурной активности в самых разных сферах и понимания культуры как важного средства экономического развития.