Сроки выставки: С 11 апреля по 26 мая 2013 г.
Место проведения: Парадный вестибюль Оружейной палаты Московского Кремля
Организаторы: Музеи Московского Кремля
Двенадцать лет назад крупнейшая алмазодобывающая компания выступила одним из инициаторов и непосредственным участником проекта "Алмазы России - XX век". Тогда впервые в стенах старейшей сокровищницы страны были представлены два самых ярких явления в ювелирном искусстве России начала и конца ушедшего столетия: классическое и современное. Для создания современной части экспозиции - "Бриллиант в Русском Авангарде" - были предоставлены лучшие алмазы России. Произведения были выполнены по оригинальным проектам российских художников ныне хорошо известной в мире фирмой "ЮТэ - Ювелирный Театр".
Компания "АЛРОСА" не только оказала содействие в создании коллекции, но сохранила её целостность и позаботилась об исторической судьбе собрания. Отныне тридцать экспонатов коллекции "Бриллиант в Русском Авангарде" стали неотъемлемой частью Фонда современного искусства Музеев Московского Кремля.
Выставка представляет бoльшую часть переданных в дар музею экспонатов. Они демонстрируют художественное своеобразие национальной версии авангардизма.
Авангардисты создавали нетрадиционные произведения, вид и жанр которых не поддавался принятой классификации. Ее заменило родившееся в авангарде понятие "художественный объект", вытеснившее понятия "картина", "скульптура", "графическая работа". В треугольном объекте-браслете "Измерение" Ирины Дорофеевой пластик в сравнении с бриллиантом воспринимается как знак временности, растворяющейся в пространстве субстанции.
Интерьерный объект "Коперник 2000" создан по проекту Феликса Кузнецова. В произведении продемонстрирована очевидная мысль: исконные ювелирные материалы придают новое эстетическое звучание классическим проектам, а не устаревающая «новизна» художественных принципов открывает новые возможности для использования драгоценных материалов.
Интересные сюжетные превращения происходят в постановочной композиции "Ферзь" Ирины Дорофеевой. Выточенная из акрила шахматная королева воспринимается как элегантная консоль для бриллианта. В то же время бриллиант выглядит как "знак достоинства" фигуры, что придает королеве и ее "демократической плоти" из современного синтетического материала символическую равнозначность с элитарным камнем.
Неожиданную роль играют бриллианты в абстрактной романтической композиции Натальи Урядовой "Равновесие". В ней словно противопоставляются две стихии, воплощенные в стеклянном цилиндре и "балансирующей" на нем бриллиантовой нити.
Все может стать искусством, если оно названо таковым, утверждают художники поп-арта. В кулоне "Пустышка" Хайка Симоняна аранжируется детский аксессуар. Прием "реди-мейд", декларирующий «равенство» искусства и неискусства, уравновешивает значимость всех составляющих произведения.
Выведение конструкции изделия на уровень художественной формы - основной принцип стилеобразования, сформулированный в конструктивизме еще в начале 20-х годов, стал одним из мощных импульсов развития современного искусства. Этот прием просто и изобретательно использован в кольцах-трансформерах "Веер-1" и "Веер-2" Валентины Сорокиной.
Самодостаточными эстетическими качествами обладает и кольцо "Белый треугольник" Ирины Дорофеевой и Максима Вознесенского. Произведение интересно еще и тем, что в нем впервые в России пластик был использован в сочетании с бриллиантами.
В сведении многих форм предметов к геометрической абстракции, в нивелировании объема и средств декоративной выразительности заметно влияние минималь-арта. Его также называют стилем "первичных структур", что вполне соотносится с исключительно лаконичным решением колье "Циклон" Ирины Дорофеевой и Максима Вознесенского.
Дизайнерские идеи, реализованные в произведениях коллекции, не лишены декларативного пафоса и нигилистских настроений. В них убедительно проиллюстрирована мысль о том, что только союз "новых" пластических форм и "старых" ювелирных материалов способен сохранить достоинство и значимость бриллианта, непреходящая красота и безусловная ценность которого неизбежно девальвируются вне художественных идей, созвучных своей эпохе