19 марта в 14.00 в Третьяковской галерее на Крымском Валу состоится пресс-показ выставки «Живописные метафоры Валерия Каптерева».
Третьяковская галерея продолжает знакомить зрителя с творчеством забытых или мало знакомых широкой публике художников, без которых палитра отечественной культуры была бы значительно беднее и ограниченней. Валерий Всеволодович Каптерев (1900–1981) – живописец и график. Ровесник века, он претерпел характерные для художника прошлого столетия драмы, «вкусив» как художественной экспериментальной эйфории первых послереволюционных лет, так и гонений за формализм в 1930–1950-е и официальное замалчивание в 1960–1970-е. В.Каптерева, не ангажированного доминирующей системой, причисляют к представителям так называемого «третьего пути» в советском искусстве, лежащего между авангардом и соцреализмом.
В.Каптерев родился в Москве в семье офицера. Первые профессиональные навыки он получил в студии М.Е.Харламова (1915–1917) и в Первых свободных художественных мастерских. Он обучался на живописном факультете Вхутемаса в 1918–1925 у знаменитого художника и теоретика искусства А.В.Шевченко, ставшего для В.Каптерева не только педагогом, но другом и соратником. После окончания Вхутемаса В.Каптерев учился операторскому мастерству в Государственном институте кинематографии (1926–1927). Приобретенные знания в области монтажа, кадрирования изображения заметны в композициях ряда живописных произведений («Старый город», 1932, Третьяковская галерея).
Определяющей в творческой судьбе В.Каптерева явилась выставка «Цветодинамос и тектонический примитивизм» (1919), программные установки которой были сформулированы А.Шевченко: «На основе тектоники – живописного построения – орудием картины становятся краски и цвет, создавая ее динамос и строй... Динамо-тектонический примитивизм не есть стремление к „измотворчеству“, а, наоборот, желание как-нибудь отмежеваться от всякого „направленства“. Это есть творчество, направленное к изысканию новых способов выражения в области станковой живописи, на основе живописных традиций предыдущих эпох». Цвет стал наиболее выразительным художественным средством в произведениях В.Каптерева, а стилистический синкретизм – особенностью пластического языка мастера.
В.Каптерев – один из создателей общества «Цех живописцев» (1923–1928), с 1923 по 1928 был его председателем (наряду с А.Шевченко) и членом Правления. Вместе с Р.Барто, М.Кузнецовым и другими входил в объединение «Бытие» (1928–1930), а затем – в Общество московских художников (1930–1932).
Дар колориста, увлечение архаикой пробудили интерес В.Каптерева к Востоку. Еще студентом Вхутемаса художник совершил первую поездку в Среднюю Азию, на долгие годы ставшую для него источником вдохновения. С 1926 по 1935 В.Каптерев неоднократно выезжал в Узбекистан, Таджикистан и Казахстан в составе научных экспедиций. 1941–1944 годы художник провел в эвакуации в Алма-Ате. Здесь же состоялась его первая персональная выставка.
Эвакуация стала последним «восточным путешествием» В.Каптерева. С тех пор художественные экспедиции ограничились летними выездами из Москвы в Крым.
В 1949 В.Каптерев был исключен из МОСХа за формализм, и, несмотря на то, что в 1957 был восстановлен, запрет на его участие в выставках остался в силе до конца жизни. Однако художник продолжал активно работать. В годы отчасти вынужденной, но больше добровольной изолированности от официального искусства он демонстрировал свои произведения в домашней обстановке. Дом В.Каптерева и его супруги, поэта Л.Окназовой, был центром притяжения московских литераторов, художников, научной интеллигенции. В 1975 друзьям В.Каптерева удалось организовать его персональную выставку в Академгородке в Черноголовке.
Современники вспоминают о В.Каптереве как о яркой самобытной личности. Однако несмотря на эксцентричные поступки, склонность к эпатажу, В.Каптерев оставался тонким рефлексирующим художником, создававшим парадоксально хрупкие и камерные работы, трогательные и подчас даже кажущиеся наивными. Он творил собственный, особый мир, не имитирующий реальность, но убедительный. В своих метафорических, поэтических картинах В.Каптерев размышляет о времени, судьбе художника. Фантастические образы, парадоксальные черты обыденности, обращение к античным, ветхозаветным и евангельским мотивам позволили критикам определить творчество художника как «магический символизм».
Почти все довоенные работы В.Каптерева были утрачены: часть погибла во время пожара в его доме в Москве; в 1949 наиболее экспериментальные композиции из собрания Алма-Атинского художественного музея, где по окончании персональной выставки хранились важнейшие произведения художника, после обвинения в формализме были уничтожены как вредные для зрителя.
Редкие сохранившиеся полотна («Ночной натюрморт» (1931) и «Старый город» (1932), оба – из собрания Третьяковской галереи) представлены на выставке. Основная часть экспозиции – около 60 живописных холстов и картонов 1950-х – начала 1980-х годов – из собрания семьи художника и частных коллекций. В состав выставки включены работы, отражающие главные темы в творчестве художника: среднеазиатские и крымские пейзажи и натюрморты, произведения, связанные с архаикой и античностью, евангельские и ветхозаветные сюжеты, пейзажи, портреты, а также «ученые» композиции, которые он создавал в 1960–1970-х годах.
В последние десятилетия растет интерес исследователей к наследию В.Каптерева. Настоящая экспозиция, камерная по составу, – этап на пути к знакомству с художником.
Кураторы посвятили настоящую выставку памяти искусствоведа О.О.Ройтенберг (1923–2001), уделившей много внимания творчеству В.Каптерева в своем фундаментальном исследовании художественной жизни 1925–1935-х годов «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…».
Выставка организована совместно с галереей Г.О.С.Т.
Выставка открыта с 20 марта по 19 мая 2013