Автор фотовыставки – признанный мастер фотографии Эдуард Кранк, человек с богатым художественным опытом: культуролог, писатель, театральный деятель; член Союза фотохудожников и Союза театральных деятелей РФ.
На фотовыставке в «Радуге» представлены работы, сделанные в 2012-2013 годах в Алатырском и Порецком районах Чувашской Республики. Впрочем, география снимков включает в себя также ландшафты Калязина, Мышкина, Костромы, Унжи, Нижнего Новгорода, Боголюбова, Углича, Свияжска, Переславля Залесского, Ульяновской области – мест, где привелось побывать фотографу за последние два-три года.
Эдуарда Кранка всегда занимало небо как граница между нашей земной жизнью и космосом: «Однако небо есть не только разделяющая сфера, но также сфера соединяющая, связывающая. Когда мы смотрим на небо, нам приходят в голову мысли, связанные с нашим назначением, причем не только с нашей личной судьбой, но и судьбой наших близких, всего рода человеческого. Это своеобразный диалог с Богом, который также находится где-то за пределами нашей земной жизни, но при этом и внутри нее. Так что небо и поднебесье есть своего рода взаимная проекция нашего мира на мир выспренний и наоборот – космических сфер на нашу земную жизнь. Вот отчего мне так интересно смотреть на то, что меня окружает, на то, что происходит вокруг».
«Ландшафт нам дан в том или ином состоянии, которое определенным образом соединено с нашими настроениями, мыслями, предчувствиями, или, может быть, вызвано ими. Попытаться выстроить эту цепочку внешней заданности и психологии человека – наверное, это руководит мной в первую очередь, когда я фотографирую. Снимки, представленные здесь, делятся на ряд серий. Где-то меня занимало собственно небо, а где-то туман и его тайны, где-то – градации серых тонов в пасмурный зимний день, исполненный снежного мрака и воздушной перспективы, а где-то, напротив, экспрессия неба, воды, земли и света. Иногда, как мне кажется, мне удается схватить символический характер происходящего, и таким снимкам я радуюсь больше всего», – комментирует автор экспозиции.
Смысл своей увлеченности фотографией видит в том, чтобы удостовериться в тех обстоятельствах, которые его окружают. Это, прежде всего, люди, знакомые и малознакомые, и вещи, сопутствующие людям. Но это также и пространства, в которых люди и вещи существуют вместе, взаимообусловенно.
Если не считать выставки 2007 года «Странник и его тень», с которой, собственно говоря, началось второе рождение как фотографа, это его первая экспозиция пейзажей. Она представляет собой лишь небольшую часть того, что Эдуарда Кранка занимает в ландшафтном жанре. По словам автора, сюда не вошли работы, связанные со сферическими аберрациями объектива «рыбий глаз», которые он ценит за то, что он изначально организует пространство как целое. «Кроме того, природа, которой мы так беззастенчиво пользуемся, в каждом конкретном своем состоянии, своим конкретным видом посылает нам весть о необходимости сохранять ее. Сохранять не только экологически, но и визуально. Если мы хотим, чтобы наши потомки могли наслаждаться ее видами и испытывать эмоции, которые испытываем мы, нам должно прилагать усилия для того, чтобы сохранять ее визуально-ландшафтную форму», - считает фотограф.
Сведения об авторе:
Кранк Эдуард Освальдович – фотограф, культуролог, писатель, театральный деятель, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии Чувашского государственного университета им. И.Я. Яковлева, руководитель Центра визуальной антропологии, ведущий курсов «Искусство фотографии», автор книг по аналитике фотографии («Дискурс в фотографии», «Очерки по феноменологии фотографии»), ряда статей.
Публике известны его персональные выставки: «Странник и его тень» (2007), «Клир и мир» (2008), «Другие люди» (2010), «Женский портрет» (2010), «Habeas corpus» (2012), «Портреты в квадрате» (2012) и других, участник российских и международных фотоконкурсов и фестивалей.