14-17 февраля в ЦВЗ «Манеж» пройдет художественная выставка-фестиваль «Арт Анфас Свет. Художественные практики». Открытие выставки 14 февраля в 17-00. В выставке, собранной куратором Артемом Магалашвили, участвуют художники, использующие в своих арт-объектах источники света. Девизом и главной метафорой фестивальной экспозиции, которая расположится на втором этаже «Манежа», может стать цитата из словаря Брокгауза и Эфрона «Свет есть объективная причина зрительных ощущений…». Выставка проходит в рамках информационно-промышленного форума « Свет Петербурга», который развернется на первом этаже «Манежа».
«Арт Анфас Свет»Здесь представляет весь спектр световых вариантов: от лапочки до результатов сложной компьютерной работы и видео. Светом увлечены как мэтры, так и молодые художники. Сергей Ковальский, старожил «Пушкинской 10», экспериментирует с превращением звука в свет. Хаим Сокол противопоставляет в своей работе жесткий контрастный свет и ржавый металл, а Игорь Баскин соединяет бетон и сияние. Эти авторы воспринимают свет как некую художественную абстракцию. Однако этот эфемерный материал также позволяет создавать сложные фигуративные образы и антропоморфные композиции. Забавная «сверкательная» девочка Андрея Сикорский и «денежная голова» Олега Бурьяна соседствуют с загадочно выглядывающими из туманных пространств наблюдателями Филиппа Донцова. Скульптор и дизайнер Алла Уманская изваяла светящегося Зидана, а Ирина и Даниил Гагарины заставили Жерара Депардье сиять от счастья быть российским гражданином. Илья Вереск вырастил сказочный лес из света, дизайна и технологии, наполнив его лучистыми деревья, плодоносящими фруктами и фигурками древесных обитателей. А творческий дуэт Лаваль и Сафер возвел урбанистическую инсталляцию, посвященную сложной истории и архитектуре Петербурга.
Эффектное направление светового искусства в выставке представлено футуристическими конструкциями. Огромные кристаллы Василия Петроченкова и бамбуковые дебри Константина Неклюдова впечатляют и кажутся декорациями к фильмам о будущем. А мультимедиахудожник Егор Крафт, работающий в стиле постдизайн и использующий уникальные и неожиданные технологии, переносит зрителя в мир фэнтези, открывая перед ним языческое капище из камней, которые мерцают, как будто в них спит бог. Словно в Парке Юрского периода вытаскивает из инкубатора для динозавров огромное силиконовое яйцо Павел Никифоров.
Часть художников работает со светом на экранах, мониторах и проекциях. Сергей Бабанин увидел в телевизоре недреманное око, следящее за всеми и каждым. Образы компьютерной виртуальности излучает в реальность Павел Иванов, представляющий Cyland Media Artlab. Это уникальная лаборатория под руководством Марины Колдобской и Анны Франц поставила перед собой и успешно решает сложную задачу – сделать Петербург центром медиаискусства.
Использование света провоцирует создавать иллюзии, играть с тенями и публикой. Московский художник Сергей Катран привез из столицы интерактивную инсталляцию, реагирующую на приближающихся зрителей. Играет с тенью Надежда Анфалова, представившая фрагменты инсталляции «Космодвор», которая была основным проектом Московского биеннале, номинантом Премии Кандинского и победителем конкурса галереи Anna Nova. Различные формы, подобно облакам, принимают воздушные объекты Дины Хайченко. А молодые художники (Илья Селецкий, Павел Брат, Константин Федоров, Платон Петров) независимо друг от друга акцентируют при помощи света пугающую сторону тьмы и создают аттракцион комнаты ужасов.
На границе дизайна и арта балансируют фактурные глиняные объекты представительницы скульптурной династии Александры Каминкер и скандинавски минималистичные светильники автора многих культовых интерьеров Петербурга Дмитрия Давыдова. Особый гость выставки – знаменитый немецкий дизайнер Инго Маурер, создавший вместе с петербургским художником и культреггером Анатолием Белкиным авторскую версию светильника «Отношения». Эту люстру, которую Белкин наполнил чуть ли жужжащими насекомыми, представляет Галерея дизайна/Bulthaup.
Традиционно работают со световыми инсталляциями Петр Белый и Сами Хюрскюлахти. Но также на выставке можно увидеть произведения авторов, неожиданных в этом «светлом» жанре: «главного митька» Дмитрия Шагина, скульптора Ирины Гринчель, художника Валентина Афанасьева, фотографа Дмитрия Провоторова и многих других.
Искусство убедительно повернуло выключатель и включило свет в выставочных залах, жилых и общественных интерьерах и глобально замахнулось на световой дизайн российских городов.