ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
«МВО «МАНЕЖ»
представляют выставку
«Всё на продажу!»
13 февраля 2013 – 17 марта 2013
Открытие 12 февраля, вторник в 19.00
Экскурсия для прессы состоится 12 февраля с 17.00 - 18.30
Адрес МГВЗ «Новый Манеж» (Москва, Георгиевский пер., 3/3)
Культурно-историческая выставка «Всё на продажу!» представит публике исследовательский проект, который объединит в едином пространстве оригинальные вывески, живопись, графику, объекты конца XIX – начала XX в. – яркого периода развития и совершенствования русской изобразительной вывески, времени формирования ее характерного образа и настроения. Выставка будет собрана из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Музея истории Москвы, Государственного исторического музея, Музея архитектуры имени А.В. Щусева, Государственного музея В.В. Маяковского, частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга.
Живописная вывеска как нельзя лучше соответствовала требованиям и канонам, выработанным с учетом вкуса и привычек русского человека. Канон не сдерживал фантазию живописца, наоборот, мобилизовал ее, помогая создавать оригинальное и индивидуальное в рамках узнаваемой всеми формы. В России вывеска не имела длительной по времени биографии, но очень быстро обрела свою самобытную и самостоятельную стилистику: яркость, нарядность, большой размер, легкость прочтения, эмблематичность. Примечателен здесь и способ крепления вывесок – т.н. «ордерность», когда плоские вертикальные панно чередовались в простенках с витринными окнами и дверями, венчаясь верхней горизонтальной панелью и получая нижнее завершение в виде продольной плоскости с мелким шрифтом. Так создавался новый художественный образ здания.
В начале XX века вывеску открывают для себя молодые художники. Именно вывеска уводит Бориса Кустодиева с привычных путей портретно-пейзажного искусства передвижнического толка, насытив его живопись цветом, энергией и бодростью. Увлечение вывеской Михаила Ларионова знаменует примитивистский период его творчества, начавшийся в 1907 году: художник пишет «Парикмахеров», в его картинах начинают прогуливаться провинциальные франты и франтихи, сошедшие с портновских вывесок. На выставке «Мишень» 1913 года выставляются работы Нико Пиросманишвили, что стало публичным признанием художественной ценности вывески. У Натальи Гончаровой вывеска решена в принципах кубистического контраста, живопись здесь объединена «протекающим ветром» – картина пронизана движением, мелькают вывески, мимо которых проносится велосипедист: «шляпы», «шелк», «пиво». Александр Шевченко – художник, переработавший мотив вывески, обратившись к пластике кубофутуризма. Натюрморты Ильи Машкова – своеобразный живописный манифест, утверждающий принципиальную установку автора, его ориентацию на живопись народных мастеров. В работе Казимира Малевича просматриваются характерные черты вывески, разбитой на элементы и построенной заново по принципам кубизма.
В современных музейных экспозициях, отображающих историю того или иного города, развитие торговли и ремесел, можно увидеть зрелищные вывески магазинов, лавок, рекламу товаров и услуг. Все чаще для музейного экспонирования используют современные реконструкции, воссозданные по старым фотографиям. «Уличная жизнь» вывесок – основная причина их неудовлетворительной сохранности и утрат. В фондах российских музеев сохранилось не так много подлинных живописных и шрифтовых вывесок. Технология живописи на металле имеет особую специфику хранения и большого мастерства реставрации. Вывескам, сохранившим в себе традиции народного творчества и профессионального мастерства, к сожалению, уделялось незаслуженно мало внимания. Чаще всего, их демонтировали за ненадобностью и утилизировали. Выставочные проект «Всё на продажу!» – это первая попытка собрать наиболее полную коллекцию интереснейших образцов отечественной вывески, рекламных плакатов и документальных фотографий, а также показать живописные работы художников начала века, вдохновлявшихся ярмарочной и уличной эстетикой
Для аккредитации и за дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь:
Марина Чуйкина
Павел Горбач
Даша Пастухова
Анна Свергун, Наталия Грабарь + 7 (905) 544-18-83,