АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ. 2000 ЛЕТ СОКРОВИЩ.
Сидней, Музей Австралии
24 ноября 2012 года – 10 мая 2013 года
24 ноября 2012 года в Музее Австралии открывается выставка "Александр Великий. 2000 лет сокровищ". В 2007 году экспозиция была подготовлена и представлена Государственным Эрмитажем в Санкт-Петербурге, в 2010-2011 годах – в выставочном центре "Эрмитаж-Амстердам".
"Александр Великий. 2000 лет сокровищ" – крупнейшая российская выставка, которая когда-либо была представлена в Австралии. Выставка посвящена Александру Великому, его походу на Восток и последующему влиянию эллинизма на мировую художественную культуру. Экспозиция охватывает временной отрезок свыше двух с половиной тысяч лет, с V века до нашей эры до XX столетия.
Ни один из правителей древности не поражал воображение людей так, как Александр Великий (356 год до н. э. – 323 год до н. э.), ни один образ не копировался в искусстве столь же часто. Александр Македонский положил начало новой исторической эпохе. Его завоевания кардинально изменили политическую карту мира, привнесли глубокие перемены в сознание западноевропейских и восточных народов. Восточный поход Александра – самый далекий в истории человечества военный поход – привел к разрушению Персидской империи, наиболее могущественной на тот период империи Востока, открыв границы греческой цивилизации. Главным результатом деяний царя явилось создание космополитической культуры, объединившей достижения классической Греции, полуварварской Македонии и стран Центральной, Средней Азии и Переднего Востока. Беспрецедентное влияние Александр оказал на политическую и социальную сферу, на развитие градостроительства, религию, изобразительные искусства, точные науки и естествознание. В ходе Восточного похода царь основал более ста городов, учредил множество новых культов, ввел в обиход прижизненное обожествление правителя.
Еще при жизни Александр воспринимался не как смертный, а как божество или мифологический герой. В эллинистическом искусстве Греции, Италии, стран Азии и Востока черты Александра можно встретить повсюду – в портретах правителей и полководцев, статуях богов и героев, мелкой пластике, частном портрете и даже в декоративном искусстве. Образ великого царя, возникший в смешении традиций и культур, надолго пережил античную эпоху. История жизни Македонца навсегда вошла в репертуар искусства последующих веков. Миф об Александре был популярен в произведениях как "высоких", так и "низких" жанров: в западноевропейских средневековых миниатюрах Александр изображался как странствующий рыцарь, а в русском лубке XVII-XVIII веков – как авантюрный герой. В XIV-XV веках на Востоке Александр-Искандер – идеальный герой и грозный воин, в искусстве Возрождения – мудрый государь. Особенную актуальность "Истории Александра" приобрели в период абсолютных монархий, в искусствах, процветавших при дворах правителей Франции, Англии, Испании, России. Сопоставление доблестей правителя со славой и фортуной Александра стало общим местом художественных аллегорий. Образ властителя, объединившего народы, был актуален весь XX век, как в странах Запада, так и в странах Востока.
Основная тема выставки – миф об Александре, Восточный поход и его последствия для Запада и для Востока. Выставка показывает, как встретились великие цивилизации – Эллинский мир, древние империи Востока и мир кочевников; как везде, где прошел Александр, начался процесс эллинизации – повсюду распространились греческая архитектура и искусство, греческий язык и образ жизни. Это влияние затронуло огромную территорию от Греции до Индии вплоть до Монголии и других государств за пределами Ойкумены (т. е. мира, о котором знали греки). В фокусе внимания – историческая роль Александра для судеб Западной Европы, России и Востока, эллинизм как глобальный процесс взаимодействия цивилизаций и культур.
Первый раздел экспозиции представляет миф об Александре в искусстве и культуре Западной Европы Нового времени. Среди произведений XVI-XIX веков, рассказывающих о жизни, подвигах и триумфах правителя, экспонируются работы Себастьяно Риччи ("Апеллес пишет портрет Кампаспы"), предметы вооружения и доспехи, выполненные в подражание античным.
Далее зритель погружается в атмосферу древности, взрастившей юного завоевателя. Рассказ начинается с искусства классической Греции в период, предшествующий Великому походу на Восток. Здесь экспонируются италийские и аттические вазы с сюжетами из "Илиады", служившей Александру "учебником доблести". Особенно эффектны колоссальные статуи Геракла и Диониса – мифологических героев, служивших "путеводной звездой" Александру. Отдельный раздел посвящен Балканской культуре. Экспонаты демонстрируют образ жизни и уклад македонян, предметы вооружения и погребальный инвентарь. Для европейского зрителя несомненный интерес представляют произведения северных кочевников – другой мощной политической силы эпохи: знаменитый горит из кургана Чертомлык, части конской упряжи. Собранные вместе, эти памятники дают представление о культурной, политической и художественной среде, в которой сформировалась личность великого царя и полководца.
Восточному походу Александра, олицетворяющему идею экспансии греческой культуры, посвящены следующие разделы выставки, последовательность которых повторяет маршрут Александра. Это произведения искусства Малой Азии, древнего Египта эпохи Птолемеев, памятники, представляющие античную традицию в христианском искусстве коптского Египта. Среди шедевров – "Александр в образе Зевса" на гемме IV века до нашей эры, изображения Александра на монетах и его мраморный миниатюрный портрет, портреты эллинистических царей Митридата VI Евпатора и Птолемея, прославленная камея Гонзага, фреска из Нимфея, изображающая корабль Исиды, возможно, посольский корабль из Египта на Боспор, произведения эллинистического ювелирного искусства. Небольшой раздел выставки знакомит зрителя с искусством Ахеменидского Ирана эпохи Александра. Сирия эллинистического времени представлена группой монет с портретами правителей. Уникальны многие экспонаты раздела "Эллинизированный Восток" – памятники Средней Азии, Парфии, Греко-бактрийского царства.
В эпоху эллинизма греческий художественный стиль стал универсальным – он был воспринят различными народами, независимо от их религии или государственного строя. Так была рождена и воплотилась в жизнь идея культурного единства мира, которая явилась главным последствием Восточного похода македонского царя.
Наследие Александра Великого – последний раздел экспозиции. Рельефы из Пальмиры, датируемые II-III веками нашей эры, доказывают, насколько устойчивым оставалось греческое влияние за пределами страны. Этот же факт подтверждают и египетские папирусы с греческими надписями, которые изготавливались до IX века нашей эры. С другой стороны, античные традиции продолжает культура Византии – последнего эллинистического государства, создавшего на античном фундаменте новый христианский мир. В XV-XVI веках Александр в образе Искандера играет значительную роль в персидской литературе. В XVIII-XIX веках "История Александра" становится частью российской культуры – образования, политической мысли, искусства и литературы.