22 марта 2001 года в Государственном Эрмитаже на экспозиции французской живописи XIX века (III этаж Зимнего Дворца, зал 330) была вырезана из рамы и похищена картина Ж.Л.Жерома "Бассейн в гареме". Расследование ведет Главное управление внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Общие сведения о картине: Жером, Жан Леон, Gerome, Jean Leon, 1824, Везуль - 1904, Париж, "Бассейн в гареме". 1876, Инвентарный номер ГЭ 6221. Холст, масло. 73,5 х 62 см. Справа у края, выше середины, подпись: J.L.GEROME. Картина выставлялась в салоне 1876 года. Происхождение: приобретена для Великого князя Александра Александровича (Александра III). Поступила в 1918 году из Аничкова дворца в Петрограде.
Ж.Л.Жером - французский живописец и скульптор салонно-академического направления, ученик Поля Делароша. Писал картины на темы из истории Франции и Древней Греции, а затем, после путешествия в Турцию и Египет, - "восточном вкусе с мавританской экзотикой". Считается основателем стиля "неогрек" в живописи. На протяжении всей творческой карьеры Жером многократно посещал восточные страны (Египет, Турция, Сирия, Палестина, Синай). Неослабевающий интерес Жерома к изображению сцен из жизни мусульманского мира закрепил за ним репутацию "этнографического художника", которой он очень гордился. Ориенталистские композиции Жерома имеют документальную ценность: художник точно фиксировал экзотические костюмы, архитектуру, обстановку, разнообразные этнические типы. В эрмитажной картине представлена турецкая общественная баня. В центре помещения, освещенного через окно в потолке, изображены две белые женщины и темнокожая служанка. С педантичной тщательностью написаны и фигуры, и детали окружения: зеркальная гладь мраморного пола, цветочный орнамент изразцов, многочисленные ниши, мебель, одежда, туалетный прибор. Стиль восточных произведений Жерома, реалистических по содержанию и классицистических в техническом исполнении, принято определять как "академический реализм".
(Пресс-служба государственного Эрмитажа, http://www.hermitage.ru)