Организаторы: Политехнический музей, Ассоциация менеджеров культуры (АМК) при участии Фонда развития Политехнического музея
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АТТРИБУЦИЯ
ТЕХНИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ
НАУЧНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ
ПРОИЗВОЛЬНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Впервые художники вместе с музейщиками исследовали фондохранилище в подвалах Политеха. Результатом их совместной работы стали три инсталляции – "ВЫНУЖДЕННЫЙ ДИЗАЙН – СУБЛИМАЦИЯ ЖЕЛАНИЙ","СВЕТ", "OPERA QUIETEM. МЕСТО ГДЕ ЖИВУТ МЕХАНИЗМЫ".
Тысячи различных предметов – машины, приборы, модели и образцы – лежат на трехуровневых полках в подвальном этаже Политехнического музея. Эти артефакты и само хранилище воспринимаются участниками проекта по-разному.
Музейщики: «Действительно, многие вещи в фондах еще не имеют научного описания, о некоторых мы даже не знаем, что это. Но основа для любой работы с предметом – это учетные карточки и инвентарные номера... А большая часть хранилищ у нас вновь отремонтирована... Что же касается подвалов вообще, то до недавнего времени все было хорошо герметизировано, но, увы, после того, как вокруг музея вместо асфальта положили плитку, – снова стало течь...»
Художники: «Какая красота! А это как работает? А почему нельзя включить? А эта штука зачем? Неужели это – дрель? Потрясающе, такое уже в 1903 году было? Вот эта лампа, она как светила?..»
Куратор: «Фонды – это сакральное пространство музея (как крипта в храме). Вещи, которые когда-то работали или служили инструментами открытий, здесь навсегда потеряли свои основные свойства. Это "постфункциональное бытие" наиболее ярко выражено именно в технических музеях. Настоящая жизнь вещи, как "субъекта прогресса", превращается здесь в объект наблюдения, исследования, положения в историю. Этим – научно-исследовательским путем – оживляют фонды ученые. Дизайнеры анимируют предметы с помощью мультимедийных визуализаций и экспозиционых интерпретаций.
Новым экспериментом оживления слабоизученных фондов стало соблюдение трех условий (схожих с триединством греческой трагедии). Единство места – все действие разворачивается под Политехническим музеем, для создания инсталляций предметы могут только переноситься из одного хранилища в другое. Единство действия – это сложение и динамика отношений между художниками и музейщиками, при этом в каждом из трех отдельных сюжетов главная линия определяется художниками, а дополнительные формируются сотрудниками музея. Единство времени в контексте проекта – промежуток между "вечностью покоя" на полках и "новой функциональностью" музейных предметов в научно-художественных инсталляциях.»
Диалоги между всеми сторонами, вовлеченными в освоение подвалов под Политехом длились больше чем полгода. Понимание и разночтения, согласование и взаимодействие – все это воплотилось / отразилось / кристаллизовалось в трех инсталляциях. Участниками подготовительных процессов и создателями проекта стали художники Владимир Архипов, Игорь Гурович и Кирилл Благодатских, Иван Лунгин, музейщики Валентина Аверина, Сергей Делибаш, Надежда Емельяненко, Татьяна Жекова, Ирина Меркулова, Людмила Новичкова, Лидия Орлова, Сергей Семенищев, Геннадий Соколов, Ольга Тархова, Наталья Чечель, куратор Георгий Никич.
"ВЫНУЖДЕННЫЙ ДИЗАЙН – СУБЛИМАЦИЯ ЖЕЛАНИЙ": индустриальные образцы бытовых приборов и техники, хранящиеся в музее, представлялись в 1970-е – 1980-е годы "потребительской мечтой". Ее недостижимость пробуждала творческую энергию – авторы самодеятельных уникальных предметов рассказывают истории собственных изобретений. Фрустрация, вызванная товарным дефицитом индустриальных серийных предметов компенсировалась уникальными функционально-дизайнерскими решениями музыкальных и слесарных инструментов, светильников и транспортных средств, бытовых приборов и энергетических установок.
"OPERA QUIETEM. МЕСТО ГДЕ ЖИВУТ МЕХАНИЗМЫ" – это демонстрация возможностей формального подхода: ассоциативное зрение позволяет увидеть в наборе разнородных предметов, найденных в фондах, городской пейзаж. Его составляют шахтерская лампа и утюги, модель парового двигателя и арифмометр, ректификационная колонна и телевизор, шаровая многорядная передача и стереоскоп... – оказавшись зданиями на улицах странного города, став артефактами многофункционального и многовременного "культурного конструктора" (каким обычно бывает и настоящий город), все эти предметы сохранили способность рассказать собственные истории. Правда, для этого им пришлось представить собственные "дубли" и выйти за пределы "города", места, где живут механизмы...
" СВЕТ" – это то, чего лишились лампы и светильники, оказавшись в музее. "Воспоминания о свете" реконструированы, а сами предметы превратились в тени... О музейных экспонатах можно будет судить по текстовым описаниям и теням, которые они отбрасывают, будучи спрятанными за матовыми экранами.
Странные объекты – "консервы света" – излучают видимые волны, знание и воображение могут восполнить отсутствующую связь этих свечений с лампочками накаливания разной мощности, люминесцентными и неоновыми светильниками, уютом настольных ламп, функциями ультрафиолетовых и инфракрасных излучателей.
Пустотность, ненаполненность жизни предметов, считываются как трагедия, остроту которой удалось "пригасить" вовлечением экспонатов в развлекательно-графическую пластику театра теней, при этом световые объекты – авторские произведения Ивана Лунгина – готовы погрузиться в вечность молчаливого пребывания на полках...
Чтобы попасть в подвалы Политехнического музея, зрителям придется войти во внутренний двор, о существовании которого почти никто не подозревал. По пути в подвал им будут рассказаны разные истории и мифы о подземельях Политеха. В частности, они – зрители – окажутся первыми "не музейными" людьми, которые под музей входят, а затем и выходят – ведь до этого "... еще лет двенадцать-пятнадцать назад по вечерам из второго внутреннего двора Политеха выходили сотрудники в штатском. Откуда точно они выходили и как туда попадали, мы не знали, – говорит одна из сотрудниц. – И нас никто не спрашивал, и мы никогда не спрашивали, кто они – только догадывались. Теперь металлические люки и лестницы, ведущие в подземный ход заложены бетонными блоками и заасфальтированы."
Пресс-показ выставки 27 сентября с 15:00 до 17:00.
Открытие состоится 27 сентября в 17:00.
Выставка открыта с 28 сентября по 6 ноября 2011 г.
В рамках Параллельной программы Четвертой Московской биеннале своременного искусства