ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ОАО "СЕВЕРСТАЛЬ
30 августа 2011 года в 17 часов в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н.Радищева (ул. Радищева, 39) состоится открытие выставки "Детство. Отрочество. Юность" (Часть 1) из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и Радищевского музея. На выставке будут представлены живописные, графические работы, предметы декоративно-прикладного искусства, архивные документы и фотографии, детские рисунки. 30 августа 2011 года в 16 часов по адресу ул. Радищева, 39 в рамках открытия выставки состоится пресс-тур по экспозиции.
8 сентября 2011 года состоится открытие 2-ой части выставки "Детство. Отрочество. Юность" по адресу ул. Первомайская, 75.
Выставка продлится до 31 октября 2011 года.
Во все времена дети в произведениях искусства символизировали продолжение бытия, вечности мира. Меняются эпохи и стили, а тема детства остается значимой и востребованной, и отражение ее на полотнах художников продолжает волновать сердца людей. Образы, представленные в портретах ушедших эпох, бытовых картинах, скульптуре, фарфоровой пластике, показывают притягательный, многогранный и, казалось бы, знакомый всем, неожиданный и вечно меняющийся мир детства, юности, семьи.
В 2010 году в Москве в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина состоялся крупный международный проект "Детство. Отрочество. Юность", в котором были представлены произведения из 11 зарубежных и 8 отечественных музеев, знакомящих зрителей с детскими образами в изобразительном искусстве от эпохи Возрождения до наших дней. В составе проекта с большим успехом экспонировалось 10 картин русских художников из собрания Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева.
Теперь 35 живописных произведений западно-европейских мастеров из ГМИИ имени А.С.Пушкина предоставлены для экспонирования в Саратове в рамках проекта Радищевского музея. Этот факт весьма примечателен, так известный столичный музей из-за высоких требований к экспонированию чрезвычайно редко показывает свои произведения в провинции.
Экспозиция выставки располагается в двух зданиях. Произведения зарубежных художников XVII - XIX веков из собрания ГМИИ имени А.С.Пушкина (ул. Радищева, 39). В данном разделе редставлено 35 работ, среди которых "Портрет дамы с девочкой" известного фламандского живописца XVII века Юстуса Сустерманса, "Аллегория живописи" Франсуа Лемуана, "Портрет великого князя Михаила Николаевича в юности" кисти немецкого портретиста Франца Крюгера и многие другие не менее значимые работы.
Живопись, скульптура, изделия из фарфора русских мастеров конца XVIII - начала XX веков из собрания Радищевского музея (ул. Радищева, 39). В русском искусстве на рубеже XVIII и XIХ столетий большое распространение получили портреты, где отражена тема материнства. "Портрет неизвестной с ребёнком" В. Л. Боровиковского - пример популярного типа семейного портрета. Соединение высокого слога парадного портрета и трогательной непосредственности детского образа можно найти в "Портрете Екатерины Обресковой", написанном неизвестным автором в 1825 году.. Можно встретить в экспозиции и обращение к миру крестьянских детей (Ф.С.Журавлёв. "Мачеха". 1874; В. А. Голынский "Дети в лесу".1890).
Графика и детский рисунок из собрания Радищевского музея (ул. Радищева, 39). Русская графика XIX – начала XX века представлена рисунками и акварелями К. В. Барду, В. Ф. Тимма, А. Ф. Чернышёва, М. А. Зичи, А. П. Боголюбова, Ф. А. Бронникова, В. Г. Перова, В. Е. Маковского, Н. Д. Дмитриева-Оренбургского, В. М. Максимова, М. П. Клодта, А. А. Харламова, М. Я. Виллие, А. К. Лавеццари, К. С. Петрова-Водкина, П. И. Львова. В экспозицию введены и принадлежащие музею детские рисунки: XIX века: "Зимний пейзаж" юного Серёжи Юрьевича (1883), силуэтная вырезка-аппликация из бумаги с изображением Николая I на прогулке, выполненная кадетом Мейбаумом (1839), а также графика будущих художников – 11-летнего Боголюбова и ещё не получившего профессиональных навыков Петрова-Водкина, ранние работы которого хранятся на его родине в Хвалынске.
Экспозиция зарубежной графики дает представление о развитии детского жанра в течение более двухсот лет. Своеобразным эпиграфом можно назвать работу английского гравера Роберта Стрейнджа "Портрет детей Карла I Стюарта и Генриетты Марии" (1750?), выполненную с картины Антониса Ван Дейка. Отдельный блок экспозиции составляют цветные гравюры английских мастеров на аллегорические сюжеты с изображением детей. Это два листа Генри Гиллбанка из серии "Сельские часы" (1800) – "Утро" и "Ночь" и четыре гравюры Франческо Бартолоцци "Времена года" (вторая половина XVIII в., дар А.Д. Столыпина).
Несколько графических листов были специально отреставрированы для этой выставки и почти все работы экспонируются впервые.
Советское искусство (1920-1980-е гг.) и фотографии из научно-исторического архива Радищевского музея (ул. Первомайская, 75). Представлены портреты и жанровые композиции, созданные художниками, работавшими в разных стилистических направлениях, начиная с 1920-х годов до настоящего времени. Наряду с работами московских и ленинградских авторов: Н. Чернышева, А. Самохвалова, О. Булгаковой, А. Ситникова – показаны произведения саратовских мастеров: Б. Миловидова, И. Новосельцева, Б. Давыдова, Т. Хахановой, не уступающие им по качеству исполнения. В экспозиции также впервые можно будет увидеть несколько картин, предоставленных художественным отделом Вольского краеведческого музея и филиалом Радищевского музея — художественно-мемориальным музеем К.С. Петрова-Водкина в Хвалынске.
В графический раздел выставки включает произведения крупнейших мастеров ХХ века: этюд К. Петрова-Водкина, выполненный во время поездки в Ташкент и акварельный набросок В. Милашевского, трактующий традиционную для искусства тему материнства с изрядной долей иронии; гравюры А. Пахомова и оригинальные графические листы Д. Загоскина, ощутимо передающие дух своего времени; психологические портреты К. Клементьевой, выполненные в технике автолитографии, изысканную по цвету пастель М. Соколова и лаконичные по композиции, яркие, колористически гармоничные жанровые работы П. Басманова.