Всероссийский музей А.С.Пушкина, Музей-усадьба Г.Р.Державина, Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево» представляют выставку «Живописная живопись»
2 сентября 2011 года в 16.00 в Музее-усадьбе Г.Р.Державина (наб. реки Фонтанки, 118) состоится открытие новой выставки «Живописная живопись».
На выставке представлены работы общества московских художников «Бубновый валет». Событие приурочено к юбилею общества (оно возникло в 1911 году). Выставка включает более шестидесяти полотен и графических листов 1900-1920-х годов и представляет произведения мастеров основной группы «Бубнового валета» – П.П.Кончаловского, И.И.Машкова, Р.Р.Фалька, В.В.Рождественского, а также художников Н.А.Удальцовой, О.В.Розановой, Е.С.Потехиной. Лирическая интонация экспонируемых работ навеяна мотивами усадьбы «Абрамцево». Именно там была написана большая часть работ. Искушенная питерская публика может быть приятно удивлена произведениями П.П.Кончаловского 1909 года из собрания Музея-заповедника «Абрамцево», в частности, живописными панно, написанными для дома иваново-вознесенского купца Маркушева. По легенде, заказчик, увидев их укрепленными на своих местах в дубовой столовой, пришел в легкое замешательство. «Живописная» живопись была названа им «пачкотней» и возвращена художнику. Кончаловский же в тот момент иначе писать не мог. Он только что вернулся из Франции, находился под впечатлением красочного и фактурного многообразия полотен Ван Гога, Гогена. Не менее интересной окажется и встреча с портретом Р.Р.Фалька начала 1910-х годов, выполненным его первой женой, соученицей художника по МУЖВЗ Елизаветой Сергеевной Потехиной. Отметим сразу, живопись Потехиной – редкий гость в собраниях музеев. «Портрет Фалька» не репродуцирован. Он, скорее всего, станет открытием, как для специалистов, так и для широкого круга зрителей и почитателей отечественного авангарда. Произведения экспонируются в Петербурге впервые. «Бубновый валет» – название, придуманное Михаилом Ларионовым для выставки 1910 года и принятое в 1911 году учредителями общества. Оно нравилось большинству участников этой выставки тем, что вызывало в тогдашнем московском сытом мещанстве, купечестве, дворянстве чувство удивления, изумления, а порой брезгливости. Позднее, с угасанием эпатажных интонаций в искусстве «валетов», оно стало трактоваться ими в более мирном ключе, – оно означало молодость и горячую кровь. В основе творчества «Бубнового валета» лежит художественный опыт – неформальный, базирующийся на увлеченности эпохой и понимании вневременных основ творчества. Об этом замечательно сказал Роберт Фальк: «Мы все – люди привычки, и мы все забываем наши первоначальные живые свежие ощущения. Лук, картошка – почти каждый день мы видим эти предметы и знаем, что их можно съесть и т.д. Люди – ленивые, сонные существа, мы не любим каждый день зарабатывать себе жизненные ощущения заново, любим жить привычными представлениями. Надо проснуться. Только тогда начинается искусство».
Музей-усадьба Г.Р.Державина, Восточный корпус.