В Ярославcкой области с 20 марта по 5 июня 2011 года по инициативе Департамента охраны окружающей среды и природопользования проходит просветительский Экомарафон «Планета Земля – наш общий дом». Среди организаторов Экомарафона – Центр анимационного творчества «Перспектива», Музей-заповедник Н.А.Некрасова «Карабиха» и Ярославское Рериховское общество «Орион».
В рамках Экомарафона в Центре анимационного творчества «Перспектива» прошла сессия международной детской киношколы «Ярославский медвежонок». Этот кинообразовательный проект Центр «Перспектива» проводит уже несколько лет, приобщая детей к экранному искусству и предоставляя возможность каждому участнику воплотить свои идеи в настоящий анимационный фильм.
Для детей мультфильмы часто являются проводником во взрослый мир, именно с них начинается нравственное воспитание. Благодаря большой силе своего воздействия анимация может помочь ребенку в главном деле – познании себя и мира, развитии лучших качеств, воспитанию неравнодушного отношения к проблемам природы и человечества.
Собственное детское творчество, пусть даже самое скромное, детские мысли и находки, пусть самые наивные, проявление детского сотрудничества в творчестве – все это создает атмосферу радости, вдохновения, стимулирует развитие способностей, воспитывает человечность. Именно это и происходит во время работы киношколы в «Перспективе».
В этом году ребята работали над созданием анимационного кино по экологической теме «Планета людей». И хотя участниками киношколы стали младшие школьники, юные авторы доказали, что их не меньше взрослых волнует чистое будущее нашей планеты.
Открытие киношколы состоялось в Музее истории города в праздник Всемирный День Земли. В первый день работы киношколы ребята получили хорошую настройку на экологическую тему, став участниками интерактивной программы «Планета людей» (педагог И.М. Себелева)
Для юных аниматоров были проведены мастер-классы: по изготовлению куклы (Т.В.Гвоздева), по изготовлению динамической игрушки – основы для создания мультфильма в технике перекладки (Л.В.Лапина). Педагоги-организаторы Центра «Перспектива» (Е.С.Карасева, Н.А.Лейкина, А.М.Пискарева) подготовили для детей ряд конкурсно-игровых программ, которые помогали снимать напряжение в длительном процессе работы над фильмами. В течение недели юные аниматоры смогли посетить ботанический сад ЯГПУ имени К.Д.Ушинского и музеи поселка Вятское ярославской области, а также поучаствовать в строительстве снежного городка в знак прощания с зимой.
Но самая важная задача киношколы – это приобретение первых навыков профессии мультипликатора, и в конечном итоге – создание собственных мультфильмов.
Все, что связано с анимацией, – процесс кропотливый, трудоемкий, имеющий большой диапазон разнообразных по форме и содержанию работ. В процессе сотворения мультфильма ребята обучаются работать в разных техниках анимации. Для одних видов анимации необходимы развитое умение рисовать, знания сложных технологий, но существуют и более доступные технологии. Даже неумение рисовать не станет препятствием желанию реализовать свою идею, избрав технологию «песок», «перекладка», куклы и др.). Необходимо главное – умение мыслить образами. Ценится ведь не только способ, но идея!
Средством выражения идеи для аниматора может стать все, что угодно – кусочек пластилина, клякса, чай, смятая бумажка и т.д. В процессе кинотворчества у детей формируются зачатки креативности, они мыслят не по предложенным шаблонам, а применяют свою логику и фантазию, возникшую в ходе обдумывания сюжета.
На протяжении процесса съемок юным авторам помогали опытные педагоги-аниматоры (М.И.Нагибина, М.А.Архипова, И.П.Мурашова, А.С.Тихомирова, О.В.Лапина, О.В.Кулигина, А.Н.Аксененкова, М.А.Ли, Е.А.Курочкина), звукорежиссер М.Е.Ногин, техник Е.В.Лейкин.
Во время киношколы было создано 19 анимационных фильмов, посвященных экологии Земли и Космоса: «Моя голубая планета» (Варя Махотина, рук. М.И.Нагибина), «Космический пылесос» (Миша Мохнов, рук. А.Н. Аксененкова), «Человек и звезды» (Женя Фрянцев, Андрей Соков, рук. М.А.Архипова), «Планета людей» (Света Цыбаева, Лера Челядина, рук. М.И.Нагибина), «Что делать с мусором» (Артем Дылинов, рук. Л.В.Дылинова), «Помощь» (Даниил Токсонбаев, Никита Фаянцов, рук. О.В. Кулигина) и др. По отзывам педагогов, эти детские работы стали не только отражением экологических проблем человечества, но и средством формирования идеалов, к которым можно стремиться. Все участники киношколы были награждены дипломами и призами.
«Киношкола – это здорово, – говорят ребята, – это лучший способ провести каникулы!»