Персональная выставка художника "Точка опоры" проходит в МРМИИ им. С.Д. Эрьзи (Коммунистическая, 61) с 25 февраля по 10 марта. В экспозиции представлено около 40 произведений живописи и графики в жанрах портрета, пейзажа, натюрморта, жанровой картины. Все работы созданы художником в 2010 году, большинство из них зритель увидит впервые.
Н.В. Рябов - живописец, мастер резьбы по дереву, а также кандидат исторических наук, педагог, доцент Института национальной культуры МГУ им. Н.П. Огарева.
Он родился 6.01.1958 года в эрзянском селе Подлесная Тавла Кочкуровского района Республики Мордовия. В 1977 году окончил Ичалковское педагогическое училище им. С.М.Кирова, в 1989 – художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института им. Н.К.Крупской. Первым творческим увлечением, не оставившим его и по сей день, было занятие традиционной тавлинской деревянной резьбой, в которой он добился значительных успехов. Но реализовать себя полностью как художник Н. Рябов смог только когда обратился к живописи. С 1990 года – он участник выставок различного ранга (- республиканских, региональных, всероссийских, международных и зарубежных. В 1992 году прошла персональная выставка художника в Колонном зале Дома Союзов в Москве, а затем стали регулярно проводиться персональные выставки в Саранске.
Николай Рябов – художник исключительно интенсивно работающий творчески и увлеченный поисками нового в искусстве. Он обращается к различным жанрам – тематическим полотнам, портрету, пейзажу и натюрморту, любит экспериментировать с техниками. Каждая новая его выставка- это открытие новых граней и творческих возможностей, но что еще важнее – доказательство более глубокого восприятия жизни и назначения искусства.
Персональная выставка «ТОЧКА ОПОРЫ» - это новый взгляд Николая Рябова на главную, опорную тему творчества, всегда связанную с историей и духовным наследием финно-угорского этноса. Полотна выставки впервые столь реалистично-осязаемо и одновременно - и эмоционально воплощают величественно-эпичные образы бесстрашных мордовских воинов («Древнемордовский воин», «Сказ о мордовских богатырях») и прекрасных, нежных женщин («Мокшанка», «Портрет девушки в древнемордовском костюме»). С теплом и пониманием изображает художник в портретах и своих современников, односельчан («Молочница», «Дядя Ваня», «Пастух», «Травница»). Но столь же ярко читается в картинах и мысль об общности судеб, величии сопредельных этносов России и ценности их культуры, - славянских, тюркских, - переживших общие тяготы и битвы и научившихся в жить в мире и во взаимопонимании («Полонянка. В Золотую орду»). Не случайно автор также вновь предпринял поездку по древнерусским городам и создал серию выразительных архитектурных пейзажей («Суздаль», «Ростов Великий»). В целом очевиден благоприятный сдвиг профессионального языка художника по направлению к классической школе.
Идею выставки углубляет также и присутствие на ней полотен-размышлений, содержащих библейские сюжеты и философские притчи, где автор обращается к общечеловеческим ценностям, к основам мировой культуры, связующим воедино всё человечество («Гнев пророков», «Соломея», «Три философа»).
Н.В. Холопова, куратор выставки