C 19 февраля по 27 марта 2011 г. в Красноярске проходит выставка картин Николая Константиновича Рериха «Певец Священных гор». Выставка является совместным проектом Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова, Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха и Красноярского общества последователей Рерихов, осуществленном при содействии Министерства культуры Красноярского края и Главного управления культуры администрации г. Красноярска.
На выставке представлено 59 картин Н.К. Рериха и 1 картина С.Н. Рериха.
Экспозицию открывает живописный портрет Н.К. Рериха, выполненный сыном художника Святославом Николаевичем Рерихом (1904-1993) в 1937 г., в гималайской долине Кулу, расположенной на севере Индии. Творчество С.Н. Рериха являет собой высокий пример служения подлинному Искусству и Красоте. Его кисти принадлежит несколько тысяч полотен. Выдающийся портретист и пейзажист, всю свою жизнь он отдал проблеме изучения Красоты как важнейшего явления в процессе эволюции человечества. С.Н. Рерих был не только мастером живописи, удостоенным звания Почетного члена Академии Художеств СССР, но и ученым-педагогом, мыслителем, крупным общественным деятелем. Святослав Николаевич Рерих воплотил в жизнь идеи отца и стал инициатором создания Международного Центра Рерихов. Именно он передал в Россию уникальное художественно-научное наследие своей семьи, которое бережно хранится в Музее имени Н.К. Рериха. «Будем стремиться к Прекрасному» − этот девиз особенно часто звучал из уст художника. Он, как и все члены семьи Рерихов, неизменно верил в великое будущее своей Родины.
В первом зале размещена фотовыставка, посвященная жизни и деятельности Н.К. Рериха и членов его семьи. Центральное место в первом зале занимает Знамя Мира − отличительный символ Пакта Рериха, подписанного в Вашингтоне в 1935 г. Пакт Рериха стал первым международным документом, направленным на защиту культурных объектов от разрушения во время военных действий. Во многих странах имя Рериха является символом культуры и созидания. По инициативе Николая Константиновича во всем мире были организованы многочисленные культурные организации. В 2010 г. мировая и российская культурная общественность отметили 75-летие Пакта Рериха.
Среди представленных произведений особое место занимают картины, созданные Н.К. Рерихом в России и Финляндии. Самым ранним произведением, представленным на выставке, является архитектурный этюд «Башня Нижегородского Кремля», выполненный художником в 1903 г. во время своего знаменитого путешествия «По Старине». Во время поездки по 40 древнерусским городам художник создал серию архитектурных этюдов, которую современники назвали «Пантеоном былой славы Руси». Именно на маршруте этой экспедиции художник впервые задумался о юридическом документе, который позволил бы охранить от разрушения и забвения народные святыни. Особым колоритом выделяется картина «Воин с ножом на фоне желтой скалы» (1917?), авторское название которой предположительно «Легенда о Гисле», отражающая эпизод исландского эпоса. Зажатый врагами воин, потерявший в битве меч, выхватив кинжал, приготовился к последней смертельной схватке на уступе скалы. Картина создана в период революции, охватившей Родину художника. Ее трагизм Н.К. Рерих отражает в свойственной ему аллегорической форме. Северные этюды, созданные им в 1917-1918гг. доносят до нас суровую природу карельского севера, которую художник очень любил. По признанию самого Н.К. Рериха, эти этюды стали прообразом знаменитой гималайской серии.
Представленная на выставке серия «Гималаи» отражает маршрут знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции, осуществленной под руководством Рерихов в 1924-1928 годах. За эти годы экспедицией были пройдены малодоступные области Центральной Азии и Гималаев. Весь сложнейший маршрут вместе с Николаем Константиновичем прошли его жена Елена Ивановна Рерих и старший сын Юрий Николаевич, известный ученый-востоковед. Младший сын художника - Святослав Николаевич Рерих руководил работой по обеспечению экспедиции, находясь в Америке. Путь исследователей пролегал через Индию, Китай, Алтай, Монголию и Тибет. В ходе экспедиции был собран уникальный научный материал, для изучения которого на территории Индии в долине Кулу был основан Институт гималайских исследований «Урусвати» (в переводе с санскрита − «Свет Утренней Звезды»). Прямо на маршруте Н.К. Рерих создал более 500 картин. Значительное количество произведений было написано впоследствии по имевшимся наброскам в 30-40-е годы прошлого века в Индии, в долине Кулу. Сам мастер называл их «путеводными темперами», «панорамой азийских просторов», отражающими маршрут экспедиции. За серию картин «Гималаи» Рериха стали называть в Индии Мастером гор. В результате научно-исследовательской работы картины серии «Гималаи» представлены с уточненными названиями и дополнены двумя большими сюжетными полотнами, созданными незадолго до экспедиции в Англии и Америке. Это картины: «Тайные знаки» (1920), отразившая стремление художника прикоснуться к Священным местам Востока и «Язык леса» (1922), полотно, отразившее один из эпизодов жития Преподобного Сергия Радонежского, Заступника и Святителя русской земли.
На открытии выставки состоялась пресс-конференция, на которой выступили Вице-президент Российской академии художеств, народный художник РФ, профессор А.П.Левитин, член-корреспондент Российской академии художеств, Председатель Красноярского регионального отделения Союза художников России, заслуженный художник РФ С.Е.Ануфриев, председатель Красноярского общества последователей Рерихов Л.А.Токмакова.
Афиша выставочных маршрутов.