В Москве, в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, 27 января 2011 года открылась персональная выставка вологодского художника Джанны Таджатовны Тутунджан, посвященная 80-летию со дня рождения художника. Искусство народного художника России Джанны Таджатовны Тутунджан вот уже скоро полвека является одним из самых известных, а главное, любимых в среде поклонников изобразительного искусства Русского Севера. Она вошла в отечественное искусство редкими по силе правдивости, органичности и чистоте звучания произведениями о жизни северной деревни. Джанна Тутунджан родилась 22 сентября 1931 года в Москве в семье служащих. В 1944 году Джанна поступает в Московскую среднюю художественную школу, в 1953-1959 годах учится в МГХИ им. В. И. Сурикова. В 1959 году вместе с мужем, художником Николаем Баскаковым Джанна переезжает на его родину в Вологду. Супруги много путешествуют – под парусом на лодке, байдарке, плоту. Путешествуя по Вологодской земле, художники поселились в 1964 году на высоком берегу Сухоны в деревне Сергиевской Тарногского района. И вот уже пятый десяток лет эта деревня остается самым дорогим местом на свете для Джанны Тутунджан. В этой деревне, как в капле росы, отражаются все радости бытия и все его горести. Приезжая туда каждую весну, и находясь там до самых холодов, она чувствует себя на своем месте. А о том, какие у художника сложились отношения с деревенским народом – говорят ее работы.
Первую известность автору принесли замечательные рисунки. Сделанные углем, соусом, фломастером, они поражали неженской силой, обобщением, ведущим к символу. Художнику была доступна и драма и лирика, ее линия творила чудеса, то лаская, то раня. Так появились знаменитые листы «День победы», «8 марта», «Сын сына» и многие другие. Но дар проповедника, учителя жизни мощно взывал к широкой аудитории. А графика – искусство, слишком камерное для таких целей. Так произошло обращение в 1960 годах к живописи. Она стала писать большие сюжетные полотна, никогда не разделяя творчество на виды, считая, что и в картине, и в рисунке выполняет одно дело. Графическое начало серьезно влияло на особенности ее холстов. В них с особой силой проявилось отношение автора к творческим задачам: она никогда не тратит силы на суетные мелкие темы. Только важное, только вечное. И в этом плане Джинна Тутунджан близка высокой классике. В 1968 году появляется картина «Молодая», а в 1969 – полотно «Незабудки». Оба произведения стали программными в творчестве художника. В них Тутунджан формулирует основополагающие задачи и принципы своего искусства. Основными типами ее полотен стали сюжетная картина с символическим подтекстом, однофигурная композиция или портрет с лирическим звучанием. Преобладание идеи, смысла над конкретикой натурного впечатления обуславливает метод сложения образа в искусстве Джанны Тутунджан. Долгие раздумья по поводу увиденного венчаются лирико-эпическими обобщениями, часто ведущими к образу-символу. Метафора и аллегория стали способами воплощения идеи произведения. Так в картине «Молодая» лицо девушки уподобляется наливному румяному яблочку, глаза героинь в полотне «Незабудки» как скромные северные цветы, и они сами – незабывшие, вечно помнящие все, что было. Реже в арсенале художника встречаются аллегории. Очень важны названия картин Тутунджан, они определяют сущность образа («Ясная», «Надежа», «Берегиня»). Художественный образ часто строится на пословице («Сила есть», «На все руки», «Яблоко от яблони»), строке песни или стихотворении («Гори ясно», «Черный ворон», «Белеет парус»). Художественные особенности картин Тутунджан близки монументальной живописи. И это естественно, так как и внутреннее содержание ее работ сродни фреске, оно посвящено общечеловеческим проблемам и обращено к большой аудитории зрителей. Монументальными чертами ее работ являются большие размеры полотен, обобщенный характер трактовки форм, значительная роль силуэта, широкие плоскости локального цвета, работа в технике темперы, отношение к цвету как средству выражения лирико-символической концепции произведения. Отношение к своим творческим задачам сближало Тутунджан с передовым направлением в нашем искусстве, появившимся в годы юности художника – «суровым реализмом». В искусстве Джанны Тутунджан никогда не было грани между живописью и графикой. Часто одни и те же герои становились персонажами и картин, и рисунков. Художественная структура ее живописных полотен часто строится на графическом силуэте фигур («Незабудки»), в другом случае картины тяготеют к монохромности колористического решения, когда цветовая гамма сводится к сочетанию черно-белых тонов, либо в этой гамме выделяется один насыщенный цвет, что объясняется драматическим характером произведений («Птичий рынок», «Вольному - воля», «Спаситель»).
Пейзаж, хотя и занимает небольшое место в живописи художника, играет свою особую роль в творчестве Тутунджан в целом, являясь эмоциональным камертоном многих картин мастера. Именно в пейзажных мотивах, выполненных с натуры, выражает автор свой безмерный восторг от красоты мира. В них чувствуется ее открытая, не откорректированная сознанием эмоция. Поэтому в пейзажах мы сильнее всего можем слышать голос души художника. Говорить об искусстве, разбирать особенности тех или иных холстов и рисунков очень важно и необходимо, но, как говорил Огюст Роден «нет ничего художественнее, чем любить людей». Эти слова будто специально сказаны о Джанне Тутунджан. На протяжении своей человеческой и творческой судьбы она была и остается примером истинного служения искусству. Искусству не удаленному в заоблачные дали, а близкому и необходимому тем самым людям, что смотрят на нас с ее холстов и рисунков. Всеми ее поступками движут любовь, восхищение и сострадание к ним.
С 1959 года Д. Т. Тутунджан – участник областных, межрегиональных, всероссийских, всесоюзных, международных художественных выставок. С 1964 года член Союза художников СССР, с 1972 года – заслуженный художник РСФСР. Она лауреат премии Вологодского комсомола им. А. Я. Яшина за 1971, лауреат Государственной премии Вологодской области по изобразительному искусству и архитектуре за 2006. С 2004 года она Народный художник России, с 2007 года - член-корреспондент Российской академии художеств с 2007.