Сохранившиеся в старинных городах России памятники архитектуры прошлого достаточно хорошо изучены, описаны в литературе. Их фотографии опубликованы в многочисленных изданиях – монографиях, учебниках, путеводителях, журналах и проспектах… Полюбоваться ими приезжают специально, известность их велика. Конечно, они того заслужили.
Гораздо меньше повезло «сельской» архитектуре – сохранившиеся кое-где старинные барские усадьбы, разоренные «дворянские гнезда», редкие уцелевшие храмы да краснеющие кирпичные руины церквей, разбросанные по необъятным просторам нашей Родины – вот все, что осталось от целого пласта нашей культуры, который был основанием для жизни огромного количества людей – ведь селяне составляли большинство жителей нашей страны. Вся жизнь сельского жителя – и крестьянина, и помещика – была связана с его храмом. В нем его крестили, в нем его венчали, там же он крестил и своих детей, в храме его отпевали после кончины, на сельском погосте у церкви его хоронили… Церковь, нарядная, красивая, благолепно украшенная, была этаким центром его «микрокосма», стержнем, опорой, Верой, Надеждой и Любовью русского человека.
Сегодня новое время внесло перемены - другие взгляды и другие определения, новые жизненные цели или, по-нынешнему, «мотивации». Кирпичные стены, своды и колокольни и в прошлом захлестывали разные волны, то богоборчества, то нового богоискательства. Ныне одним храмам судьба менять свой облик в согласии с новыми вкусами, другим – уходить вслед за своими прихожанами в небытие и забвение. Увы, но скоро многие из этих храмов останутся для потомков только на фотографиях…
Осуществленный Виктором Бородулиным в 2008 году фотопроект «Сельские храмы Угличского уезда» постепенно перерос свои тесные географические рамки и теперь значительно увеличился пространственно. На этой выставке зрителям представлены фотографии сельских храмов, расположенных на рубеже исконных Тверских и Ярославских земель и стоящих, преимущественно, около соседних волжских городов – Углича, Рыбинска, Мышкина, Кашина и Калязина.
Эти фотографии в какой-то степени пытаются отразить многообразие архитектурных форм и стилей зданий культовой архитектуры - от узорочья Барокко XVIII века Карла Бланка через строгий Ампир тверских архитекторов Львова и Легранда, торжественный Русский стиль XIX-го к причудливым изгибам нарядного Русского модерна начала XX века.
Зрителю представлен ценный материал для размышления и интерпретации, для исторических выводов и художественно-архитектурных впечатлений. Не всегда в обычной, повседневной жизни удается сразу увидеть столь много значительных архитектурных памятников, собранных вместе. Эта выставка предоставляет такую возможность.
Автор и исполнитель проекта – угличанин Виктор Бородулин – родился в 1960 году, работает инженером-конструктором на одном из Угличских предприятий. Участник многих фотовыставок - персональных и коллективных. Любимый жанр фотографии – сельский пейзаж средней полосы России. Как фотограф Виктор Валерьевич сотрудничает с несколькими периодическими изданиями – и с отечественными, и с зарубежными.
Начиная с 2007 года Виктор Бородулин сделал несколько тысяч фотоснимков, дающих представление о судьбе храмовой архитектуры Верхневолжья и практически погибающей там живописи.
Около ста представленных на выставке в Рыбинском музее фотографий являются лишь небольшой частью его коллекции.