20 ноября в выставочном зале областного художественного музея открывается выставка произведений швейцарского художника Александра Зигфридовича Бенуа ди Стетто (1896-1979). Эта выставка уже экспонировалась в петербургском Русском музее, в картинной галерее Курска, в Тульском Музее изобразительных искусств. Тем самым реализуется интереснейший проект Министерства культуры России, Русского музея и Санкт-Петербургского общественного фонда содействия развитию культуры и искусства, цель которого - возвращение в круг отечественной культуры искусства одного из наиболее значительных художников русского Зарубежья.
Александр Зигфрид Бурхард Леви-Бенуа ди Стетто – таково полное имя художника – родился в Санкт-Петербурге. Он – близкий родственник знаменитых мастеров Серебряного века Александра Бенуа, Евгения Лансере, Зинаиды Серебряковой. И просто не мог не стать художником: в этом кругу, по словам Серебряковой, дети рождались уже с карандашом в руке. Ему не было еще и восемнадцати лет, как он поступил в школу Общества поощрения художеств. Его учителя – гравер В.В. Матэ, график И.Я. Билибин, живописцы А.А. Рылов и Н.К. Рерих. В 1918 году Александр Зигфридович приступает к изучению архитектуры в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (так именовалась в ту пору Академия художеств). Его наставником становится еще один его знаменитый родственник – зодчий Леонтий Николаевич Бенуа. Вместе с двоюродным братом П. Соколовым Александр Зигфридович создает футуристический проект движущегося вслед за солнцем здания. Однако реализовать этот удивительный проект не удается – в силу сугубо материальных причин.
В 1920 году, после того, как большевики арестовывают всю семью Л.Н. Бенуа, молодой художник покидает Советскую Россию. И поселяется в Швейцарии, в Берне. Позднее, уже, будучи гражданином Швейцарии, живет некоторое время в Париже, в Берлине. Женится на датской пианистке Каме Зингер. Оформляет спектакли «Немецкого театра» – за одну из сценических работ получает Гран-при в области искусств города Берлин. Но, в конечном счете возвращается в Швейцарию – теперь уже в Женеву.
Казалось бы, Бенуа ди Стетто – типичный художник-космополит, живописец общеевропейского склада. Но это не так. Примечательно, что швейцарская критика, настроенная уважительно и сочувственно по отношению к искусству Бенуа ди Стетто, считала его, тем не менее, «неместным» художником. Уж очень остро, видимо, ощущалась, русская (а еще точнее – петербургская) стать его живописи.
И выставка, открывающаяся в нашем художественном музее, в полной мере демонстрирует эту особенность искусств мастера. В экспозиции по большей части – работы, возникшие в Швейцарии, Франции, Германии, Голландии. Но все это – прекрасные образцы живописи позднего «Мира искусства». Они на петербургский лад элегантны. И на русский лад – лиричны, задушевны.
Есть тут, впрочем, и большой рисунок, созданный еще в юности – в России: «Девушка из села Нескучное». Есть и картины ностальгического строя – «Русский натюрморт», натюрморт с портретом Александра I… Александр Бенуа ди Стетто до конца жизни помнил о России, любил ее.
Совершенно особый раздел выставки – анималистический: графические листы с изображениями самого разнообразного зверья. Тут и обезьяны, и бегемот, и лев, и ягуар. А уже в конце жизни Бенуа ди Стетто увлекся созданиям так называемых «структур» – абстрактных и полуабстрактных композиций. Это своего рода дань прошлому художника – юношескому футуризму.