В культурно-выставочном центре «Радуга» (г. Чебоксары) открылась новая выставка, посвященная 100-летнему юбилею со дня рождения Людмилы и Аркадия Акцыновых, заслуженных художников России и Чувашии, ставших важнейшими фигурами в художественном мире нашего города.
Людмила Михайловна и Аркадий Всеволодович – каждый в этой супружеской паре был яркой творческой индивидуальностью, но невозможно разорвать два этих имени, две жизни, настолько гармонично они слились, такой спаянной была их живопись: они писали дуэтом, в четыре руки и одним сердцем, и размашисто ставили под картиной общую подпись.
Людмила и Аркадий Акцыновы родились в одном году - 1910-м. Она – 23 октября в Царицыне (ныне Волгоград), он – 5 мая в Петербурге. Оба в семьях старой русской интеллигенции. Их воспоминания детских лет во многом схожи: революция, гражданская война, разруха, голод, болезни…Их судьбы, по которым безжалостно прошел кровавый 37 год, заставив почти два десятка лет мыкаться по тюрьмам и ссылкам, пересеклись в 1939 году, в бухте Находка, бывшей тогда преддверием Колымы, - самого страшного ада гулаговских лагерей. Нечаянная встреча стала их спасением, помогла выстоять, не сломиться, две жизни стали единой судьбой.
Картина «Дорога к солнцу» - символ неувядающей веры Акцыновых в добро и свет, образ долгого и тяжелого пути, который они смогли пройти вместе, обретя счастливую семью и возможность творить взахлеб, всю свою неувядающую душу, вечно влюбленные сердца вкладывая в совместные произведения.
«И опять дороги, дороги… Только теперь дороги вольные, милые сердцу, открывающие все новые тайны мироздания во всей его девственной красоте и величии». Добрых полсвета исколесили нехожеными тропами с этюдниками эти неугомонные непоседы с молодой душой: побывали в Саянах и на Байкале, Алтае и Туве, у Можайского ледника и Телецкого озера.
Пейзажи Акцыновых, большей частью эпические, мощные, но порой и очень нежные, почти прозрачные, - своеобразная живописная карта странствий художников.
«Тува» - это сердце Азии, древний край, где на десятки километров не встретишь человека и следа разрушительной механизированной цивилизации. В этой горной стране, прорезанной глубокими котловинами, есть высокие хребты и зеленые долины, ледниковые и соленые озера, полынные степи, кедровые леса, термальные источники и каменистые тундры. Простоту и богатство природы Акцыновы передают удивительными цветовыми сочетаниями: золотая земля и сапфировое небо.
Байкал… Вновь и вновь приезжали художники в этот край (в последний раз – в возрасте 76-ти лет!), не уставая передавать мощную красоту «славного моря»: «Байкал штормит», «Лунная дорожка на Байкале», «Бухта Песчанка» и др. Великое озеро (самое глубокое на планете: глубина 1637 м; одно из самых прозрачных и чистых озер Земли) от пейзажа к пейзажу меняет характер и цвет. Небесная лазурь, густая вечерняя синь, седая пена на бурных волнах – все это многоликий Байкал.
Повезло Акцыновым побывать и на Алтае. «Ледник Можай» (заповедник на высоте 3000 м) – одна из самых значительных работ в творчестве художников.
Творческое наследие Людмилы Михайловны и Аркадия Всеволодовича составляет более 1000 картин в музеях и частных собраниях России, Прибалтики, Швейцарии, Италии, Франции. Выставка в «Радуге» раскрывает разные грани их живописного мастерства: реалистичные и философские пейзажи («Око небесное», «Мираж»), портреты (например, «Дед Мартын» - один из любимых героев художников, которого они добрыми словами описывают в автобиографии «По стерне босиком»), натюрморты («Астры», «Хризантемы»). Именно натюрморты считаются одними из самых ценных произведений художников, органично соединивших лучшие черты стиля Акцыновых: тонкое и смелое владение цветом, ясно читаемая композиция, изысканная простота.