«Русский путь. Илларион Прянишников и его ученики»
В этом году исполнилось 170 лет со дня рождения И.М. Прянишников (1840-1894), уроженца села Тимашево Боровского уезда Калужской губернии. Прянишников – художник-новатор, великий мастер художественного повествования. Он – один из основателей знаменитого Товарищества передвижных выставок. Будучи художником-реалистом, он вместе с тем стремился осмыслить самую суть народной жизни, выявить самые основы русской духовности – как духовности православно-христианской.
Долгие годы Прянишников был ведущим преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Практически все сколько-нибудь значительные мастера московской живописи рубежа XIX-XX веков – его ученики. Более того – именно Прянишников наметил ту линию развития русской живописи, которая была магистральной на всем протяжении прошлого столетия.
И главная тема выставки, открывающейся ныне в одном из залов Калужского областного художественного музея, – Прянишников и его ученики. Это – выставка-исследование. Она не претендует на полноту раскрытия этой темы, чрезвычайно сложной и содержательной, но определяет целый круг явлений и проблем, важных для понимания всего хода эволюции русского искусства.
Живопись самого Прянишникова представлена на выставке двумя его работами, хранящимися в Калужском областном художественном музее: этюдом «Задворки» (1880-е гг.) и небольшим видом на Черное море, созданным художником совсем незадолго до его смерти. Эти скромные пейзажи дают, тем не менее, представление о строе зрелой живописи Прянишникова, о ее основных свойствах.
Особое место в экспозиции занимают также работы А.М. Корина и К.А. Коровина. Оба эти художника – не только ученики, но и родственники Прянишникова. Оба искренне любили своего учителя. И в то же время они совершенно по-разному восприняли его уроки. Корин продолжает прянишниковские традиции. Коровин же, ставший первым русским импрессионистом, отталкивается от них, что-то отвергая, что-то приемля.
Многообразно развиваются эти традиции и другими учениками Прянишникова – такими большими мастерами русской живописи как В.Н. Бакшеев, А.С. Степанов, Н.А. Касаткин, К.В. Лебедев и др. Но все они были верны главнейшим принципам его искусства. Их живопись – содержательна, серьезна, вдумчива. И именно эти качества в немалой мере определили своеобразие и основную направленность «русского пути» в искусстве новейшего времени.
Открытие выставки состоится в основном здании Калужского областного художественного музея (зал искусства XX века) 8 октября в 15 часов.