Когда-то в XVI веке Себастиан Брандт написал знаменитую книгу «Корабль дураков» «…ради пользы и благого поучения, для увещевания и поощрения мудрости, здравомыслия и добрых нравов, а также ради искоренения глупости, слепоты и дурацких предрассудков и во имя исправления рода человеческого — с исключительным тщанием, серьезностью и рачительностью…»
Вот и петербургский художник Александр фон Хагемейстер вправе подписаться под этими словами, ибо в творчестве его наступил момент, когда вся накопленная житейская мудрость потребовала своего воплощения в новой и более совершенной художественной форме. Сублимировав весь опыт в печатной графике в единое целое, автор приступил к созданию живописных полотен - «Въезд в Иерусалим», «Искушение Святого Антония», трёхстворчатый алтарь «Корабль дураков».
Столь оригинальный перевод библейских сюжетов на язык мира профанного, к тому же приправленный изрядной долей юмора, а то и сарказма во времена Средневековья, наверняка, составил бы автору сих произведений славу реформатора, если не еретика.
Впрочем, современный зритель, воспитанный в атеистической стране и знакомившийся когда-то со Священным Писанием по «Забавной библии» Лео Таксиля, возможно, окажется более подготовленным, чтобы отделить «зёрна от плевел» и оценить парадоксальность видения Художника. Сам же Александр фон Хагемейстер считает, что старые сюжеты нуждаются в новой интерпретации.
Вот корабль, набитый дураками, «со скрипом» протискивающийся в городские ворота, тщетно пытается проделать свой никчемный путь в «дурацкий рай» Наррагонию и, видимо, вопреки традиции навсегда останется памятником глупости посреди города, бурлящего незатейливой жизнью простых людей.
Самым неожиданным образом изображает художник святого Антония. Посланных отшельнику испытаний значительно больше, чем может воспринять один человек. Вот почему хагемейстеровский Антоний трёхголов! Ну что ж, святой Антоний явно не скучает, ибо следует своему убеждению: «Радуйся в искушениях, которые будут допущены тебе: при посредстве их приобретается духовный плод».
Эдакое элегантное лавирование между сакральным и обыденным вкупе с виртуозным мастерством графика и определяет своеобразность художественного метода Александра.
Раскрашенные вручную, гравюры («Въезд в Иерусалим», «Ноев ковчег», «Дон Кихот» и многие другие) часто населены не столько реальными, сколько фантастическими, библейскими и литературными персонажами. Для большей выразительности художник часто нарушает пропорции, многие фигурки сведены к игрушечным размерам, чтобы подчеркнуть значимость главных героев. Среди любимых образов Хагемейстера мы обнаружим Адама и Еву, Змея-искусителя, загадочного джентльмена в шляпе, вечно ищущего наслаждений, ангелов, чертей (вполне, впрочем, безобидных), и животных всех видов и мастей. Но, пожалуй, совершенно особое место занимает образ книги. Книга фигурирует во многих картинах в самых разных ипостасях: её читают и тут же попирают ногами, её жгут, её используют даже в качестве крыши, с ней не расстаются в путешествиях, она – единственный свидетель одинокой жизни аскета. Но даже если навесить на книгу мощные замки, чтобы уж никто не смог узнать, что там внутри, прибить её гвоздями к земле, чтобы не умыкнули, всё равно рано или поздно ожившие персонажи «правдами или неправдами» протиснутся сквозь тесно сжатые страницы и заявят о себе всему белому свету!
На рассматривание картин Александра фон Хагемейстера можно потратить часы - и не заскучать, и всё же самое главное из того полезного, что мы можем почерпнуть из них – это очень позитивные ощущения! Ведь, если задуматься, то настоящей доминантой творчества этого талантливого мастера, конечно же, является любовь! Любовь – как самостоятельный сюжет, любовь - как основное настроение любого сюжета, и наконец, любовь Художника к своему Ремеслу!
Евгения Логвинова, историк искусства, член АИС, член IFA
Александр фон Хагемейстер родился в Ленинграде в 1956 г.
В 1982г.закончил исторический факультет ЛГУ по специальности археология. Параллельно закончил Школу художников-оформителей при Доме Политпросвещения.
Участник выставок с 1986 г.
Работы находятся в Музее городской истории г. Гютерфло (Германия), в Музее городской истории г. Любек (Германия), в Музее городской истории г. Оснабрюк (Германия), в Музее городской истории г. Штайнкирхен (Германия)