Выставка работ Андрея Рыкованова «"А.С.Пушкин в микроминиатюре". Микроживопись, микрографика, микропластика» была открыта в Музее-усадьбе Г.Р.Державина к Международному Дню Музеев 18 мая.
Искусство микроминиатюры само по себе уникально. Создание произведений искусства с использованием разнообразных материалов самых малых форм – процесс трудоемкий, почти таинственный. Для работы необходим микроскоп с очень сильным увеличением. Андрей Рыкованов, по специальности «техник-строитель», занимается искусством микроминиатюры уже 20 лет. Он не первый и не единственный микроминиатюрист в нашей стране, а каждый из них намерен первым делом подковать блоху, тем самым, зарекомендовав себя новым «левшой». В отличие от них Андрей Рыкованов, левша от природы, никогда не преследовал такой цели. Не стремясь повторять других, он старается подать зрителю свой узнаваемый стиль. Главным вдохновителем мастера всегда был и остается любимый поэт – А.С.Пушкин. Пушкиниана занимает центральное место в наследии А.Рыкованова и насчитывает более 300 неповторяющихся работ. Самой первой работой мастера, на которую ушло несколько месяцев кропотливого труда (а работает он за микроскопом не более 15 минут в день), были восемь строчек любимого пушкинского стихотворения «Талисман», высеченные им острейшим резцом на отполированном рисовом зернышке (представлено на иллюстрации). В дальнейшем общей темой творчества стало литературное и историческое наследие. Размер произведений, выполняемых А.Рыковановым на основе крошечных исключительно природных материалов (не только рисовое зерно, но и, например, маковое семя, кость бивня мамонта, жемчуг, горный хрусталь, янтарь и др.), не превышает нескольких миллиметров. Мастер в совершенстве владеет техниками микрогравюры и рисования под микроскопом масляными красками. Рисовать под микроскопом при помощи кисточки из одного волоска белки, заостренного так, что кончик даже не видим невооруженным глазом, невероятно сложно, а достичь при этом портретного сходства – высокое мастерство. Микропортреты А.Рыкованова поразительно точны и узнаваемы. На них проработаны все детали лица – и ресницы, и характерные морщинки. Художник также может создавать объемные изображения (микроскульптура, барельеф), которые можно высечь из твердого материала или вылепить из гибкого, например, из капли масляной краски в момент ее застывания. Для работы автор использует самостоятельно изготовленные инструменты – резец, скальпель, кисточку. На выставке представлены скульптурные, гравированные и живописные портреты А.С. и Н.Н. Пушкиных на осколке малахита, жемчужине, маковых зернах, кости бивня мамонта, копия отрывка из рукописи Пушкина и фрагмент стихотворения «Мой портрет» на срезе рисовых зерен. Работы А.Рыкованова находятся в собраниях Всероссийского музея А.С.Пушкина (Санкт-Петербург), Политехнического музея (Москва), Музея экслибриса (Москва), Музея-заповедника «Палаты» (г.Владимир), Областного музейного агентства (Музей «Домик няни А.С.Пушкина» в Кобрино, Ленинградская обл.), Музея А.С.Пушкина в Гурзуфе (Крым), Музея миниатюр в г.Монтелимаре (Франция), Музея изящных искусств (Италия), частных коллекциях губернатора Петербурга ВИ.Матвиенко, президента Египта Хосни Мурабак, президента США Б,.Клинтона, президента ЮАР Н.Манделлы, народных артистов России Л.Зыкиной, В.Толкуновой, И.Кобзона, и др. Ряд работ А.Рыкованова имеют сертификаты как самые маленькие в мире. А.Рыкованов единственный из мастеров-микроминиатюристов стал работать за микроскопом публично на выставках или в мастерской художника под открытым небом в Лицейском садике в г.Пушкине, раздвинув тем самым занавес, напускавший миф таинственности, почти нереальности, вокруг труда микроминиатюриста.
Выставка работает с 18 до 30 мая 2010 года с 10.30 до 18.00 (касса – до 17.30) все дни, кроме вторника и последней пятницы месяца, по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 118, Музей-усадьба Г.Р.Державина, Западный корпус.