Ленинградец Владимир Васильевич Лебедев (1891–1967) считал, что его сформировала именно духовная атмосфера двадцатых годов. Однако кубизм – столь популярный в годы становления Лебедева–художника пластический метод – не был для него мировоззрением. Его формальными приемами мастер пользовался, чтобы «собрать и организовать стихию русского искусства, жадного к выражению и нетерпеливого в ученичестве».
Лебедев рисовал с детства, увлеченно и страстно. Интересно, что, сильный рисовальщик, он не получил систематического образования. В 1910–1911 годы посещал мастерскую Ф.А.Рубо в Академии художеств, затем занимался в студии М.Д.Бернштейна. В 1910-е художник сотрудничал с разными сатирическими журналами.
В конце 1910-х Лебедев увлекся кубизмом, который стал для него школой овладения профессиональной культурой. Яркий пример кубистических опытов – листы из серии «Прачки» или «Гладильщицы» (1920–1925), в которых автор последовательно решает различные формальные задачи: его интересуют способы ритмической организации композиции, взаимодействие простых форм, имеющих различную фактуру, тон, цвет.
В начале 1920-х Лебедев работал в плакатном отделе петроградских «Окон РОСТа». Плакатная ясность перешла в детскую книжную иллюстрацию, которой художник занимался, начиная с 1921 года. На выставке представлены эскизы иллюстраций к «Слоненку» Р.Киплинга (1921), произведениям С.Маршака «Цирк» (1925), «Как рубанок сделал рубанок» (1927) и др., которые представляют классические образцы детской книги 1920-х.
В первой половине 1920-х в творчестве Лебедева появилось тяготение к работе сериями, варьированию близких мотивов. Многие рисунки, запечатлевшие преимущественно уличную жизнь послеоктябрьской поры (серии «Панель революции» (1922), «Новый быт» (1924), «Нэп» (1925)), были опубликованы в сатирических журналах. В них художник смог, подобно Михаилу Зощенко, уловить стиль новой советской жизни с ее своеобразным бытом и карикатурными персонажами. В работах из серии «НЭП», выполненных ламповой копотью, появляется «избыточная» для жанра бытового рисунка художественная выразительность. Рисунок стал более живописным и воздушным. Острая наблюдательность сатирика сменилась немного ироничным любованием.
Во второй половине 1920-х Лебедев обратился к такому традиционному для изобразительного искусства мотиву как пластика женского тела. С 1926 года он начал систематически рисовать с натуры женскую модель, изображение которой варьируется в листах из серий «Балерины», «Гитаристки», в сотнях рисунков натурщиц, запечатлевших одну или две фигуры. Рисунки, выполненные в различных техниках, демонстрируют зрелое мастерство художника.
На рубеже 1920–1930-х в творчестве Лебедева наметился отказ от графики в пользу живописи, что происходит не без влияния изменившихся требований времени. В 1930-е годы он работал над портретами и натюрмортами.
В 1931 году несколько работ Лебедева подверглось резкой критике в печати, а пять лет спустя он, вместе с В.М.Конашевичем, стал объектом грубых нападок в статье «О художниках-пачкунах» («Правда», 1936, 1 марта). Статья, послужившая сигналом к травле ленинградских художников детской книги, была частью широкой идеологической кампании, направленной против ряда деятелей искусств Ленинграда.
В последующие годы Лебедев активно занимался живописью и иллюстрировал детские книги. Однако более поздние работы художника не шли в сравнение с шедеврами 1920-х: новаторские находки того времени не смогли найти воплощения в искусстве 1930–1950-х.
На выставке представлено около 80 произведений из собрания Третьяковской галереи и частной московской коллекции, созданных художником в самый яркий период его творчества, в 1920-е годы, многие из которых экспонируются впервые.
Пресс-показ – 14 мая в 12.00
Крымский Вал, 10, залы 21–22